Одной из наиболее важных задач в России, да и во всем мире является проблема сбора и утилизации отходов. Действительно значимую угрозу в настоящее время для экологии Земли представляют сложно утилизируемые, иногда токсичные отходы промышленности.
В настоящее время автомобильные покрышки и шины становятся одним из самых распространённых видов резинового мусора. Покрышки с шинами используются во всех странах мира, объемы их применения увеличиваются вместе с ростом грузового и автомобильного транспорта на планете. И следовательно, становится понятно, что на данный момент автомобильные шины всё более загрязняют экологию.
Европейское Сообщество разработало программу, в соответствии с которой решаются задачи по снижению на 10 % количества потребляемых шин из-за увеличения пробега; увеличению доли шин с восстановленным протектором до 25–30 %; увеличению доли переработанных шин с получением резиновой крошки до 60 %.
В России утилизация шин также является серьезной экологической и экономической проблемой. Так, по данным научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП), в стране ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн тонн шин.
В мире известен целый ряд технологий по переработке и утилизации отходов резины и отработавших автомобильных шин. Эти технологии предполагают захоронение целых или измельченных шин, использование целых шин для различных целей, применение шин и резиновых отходов для получения энергии, измельчение шин и с целью получения резиновой крошки и порошка.
С 2006 года в странах ЕС запрещено захоронение автомобильных шин и их сжигание. Отработанные автошины являются опасным видом отходов 4 класса опасности и подлежат обязательной утилизации. Предприятия имеют право сдавать шины на переработку только тем заводам, которые имеют лицензию на право обращения с опасными видами отходов и могут представить документы, подтверждающие факт сдачи шин. Данные документы нужны предприятиям для сдачи экологической отчетности «Платы за негативное воздействие на окружающую среду».