По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эффективная коммерциализация научных разработок университета

Университеты исторически являются одним из ключевых центров генерации инноваций. Однако в современных условиях создание потенциально востребованной технологии или продукта отнюдь не гарантирует их коммерческого успеха. Инновация может не состояться из-за того, что прорывная разработка университета не адаптирована к рынку, не встроена в каналы сбыта, информация о ней банально не доведена до лиц, принимающих решение о покупке. Тем самым мы приходим к мысли о том, что эффективная инновационная деятельность университета существенно затруднена без её грамотного маркетингового сопровождения.

Литература:

1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О науке и государственной научно-технической политике».

2. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд.: пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.

3. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 432 с.

4. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo

5. Котлер Ф., де Бес Фернандо Триас. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей: пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 206 c.

6. URL: https://priority2030.ru/

Об авторе

Николай Евдокимов, канд. экон. наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, исполнительный директор маркетингового агентства HENRY MR

Одно из определений инновационной деятельности гласит, что это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1].

По сложившейся практике инновационная деятельность в большинстве российских университетов теснейшим образом переплетена с научной/научно-технической и всецело базируется на её результатах. При этом часто имеет место предположение о том, что если разработка будет обладать уникальными техническими свойствами, новизной и т.д., то она обязательно должна быть востребована рынком и с её внедрением не возникнет никаких проблем.

Направления научной/научно-технической деятельности вуза традиционно определяются, исходя из имеющихся компетенций и бэкграунда ведущих подразделений университета с учётом основных векторов научно-технической политики страны, и лишь в общих чертах учитывают актуальные рыночные тренды. Кроме того, важно понимать, что большинство современных разработок не создаются с нуля, а являются результатом совершенствования существующих решений. При этом конкретные направления этого совершенствования определяются, опять же, исходя, скорее, из внутренних факторов (навыков и специализации научных работников, имеющегося оборудования и программного обеспечения, кооперационных связей и т.д.), и не всегда учитывают запросы потенциальных потребителей.

Такой подход приводит к тому, что инновационная деятельность университетов, если говорить в терминах маркетинга, основывается на классической продукто-ориентированной концепции, описанной американским экономистом и маркетологом Филипом Котлером [2]. В её основе лежит предположение о том, что потребители отдают предпочтение высококачественным товарам, в связи с чем основное внимание уделяется качеству и характеристикам продукции, её постоянному совершенствованию. Основным недостатком такого подхода является так называемая маркетинговая близорукость, т.е. ложные представления о потребностях аудитории. В результате на стадии коммерциализации разработок зачастую возникают сложности, которые связаны либо с отсутствием продукта, востребованного рынком, либо с отсутствием самого рынка, достаточного для реализации коммерчески успешного проекта.

Для Цитирования:
Н. Евдокимов, Эффективная коммерциализация научных разработок университета. Ректор ВУЗа. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: