из досье
кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History
Вопрос о том, каким должен быть современный педагог, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать, сегодня даже не ставится! Почему? Да просто в силу того, что он существовал, существует и будет существовать всегда, как кислород, как неотъемлемый признак нашей профессии, как наше вечное качество, как та сила, что привела в профессию, что обратила нас в учителей, наставников, консультантов, верных помощников, в великих и не очень, в скромных или весьма узнаваемых гуру… И среди самых разных, а порой и противоречивых характеристик, которые определяются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто (или всегда?) называют творческий подход к педагогической деятельности. Творческий подход! Два замечательных слова, больших и очень значимых, наполненных и глубоких, выстраданных и трудных. Как объяснить их, как открыть то содержание этих замечательных слов нашего языка, которое и будет, вероятно, объяснением самой сути нашей профессии? «…Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце» — как подходят к нашей профессии, к нашему творчеству эти замечательные слова К.Г. Паустовского! Только вот часто возникают мысли о том, что научить этому или очень сложно, или вовсе нельзя…
Есть вузы, аспирантура и магистратура, наконец, докторантура и прочее, что может сделать нас педагогами официально, формально, формализованно. Но как на одном из перечисленных этапов подготовки сформировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей?