По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1+004

Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы

Н.П. Исмаилова канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Всероссийский государственный университет юстиции, Махачкала

В данной статье рассматривается необходимость создания единого информационного образовательного пространства (далее — ЕИП) Северо-Кавказский институт (филиал) (далее — СКИ) ВГУЮ (РПА Минюста России) в условиях развития информационного общества и модернизации образовательной системы в РФ. Модернизация высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов для различных сфер деятельности является одной из актуальных проблем образования в РФ. Процесс создания ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) должен начаться с создания единой информационной среды, которая обеспечит доступ к образовательным, информационным и научным ресурсам образовательного комплекса. Конечной целью создания единой информационной среды вуза является повышение уровня информационной культуры профессиональной деятельности будущих юристов в условиях модернизации образования, разработка компетентностно-ориентированных, личностно-развивающих комплексов образовательных программ, создание различных технологических платформ для дистанционного, электронного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг.

Литература:

1. Иванов В.А., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы. // Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.

2. Новикова В.А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста: дис. канд. пед. наук. — Рязань, 2009.

3. Бейсетаев Д.Б., Султанова Б.К. Создание единого информационного пространства вуза // Молодой ученый. — 2015. — № 23.

4. Степанов В.И., Сафронова Т.И. Информатизация высшего юридического образования // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8-5.

5. Берулава Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий. // Высшее образование в России. — 2014. — № 12.

6. Желябин П.В. Информационное пространство университета как важный фактор развития образовательного процесса и оптимизации работы вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2011. — № 4.

7. Карпик А.П., Твердовский О.В, Середович С.В., Николаев Н.А., Ушаков О.К., Дементьев Ю.В. Единое информационно-образовательное пространство современного университета // Тр. региональная научно-методическая конференция «Единое информационно-образовательное пространство — основа инновационного развития вуза». Новосибирск, 2011.

8. Година Т.А. Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения: С использованием зарубежного опыта: дис. канд. экон. наук. — М., 2005.

9. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. — 2007. — № 1.

10. Захарова Г.И. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. доктора пед. наук. — Тюмень, 2003.

11. Волкова Т.В. Совершенствование процессов формирования информации для управления вузом на основе интегрированной автоматизированной системы: дис. канд. тех. наук. — Оренбург, 2008.

12. Абрасимова М.А., Валиев Ш.З. Управление информационными ресурсами в вузе. //Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. — 2016. — Т. 16. — № 2.

13. Самерханова Э.К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект / Под ред. Э.К. Самерханова. Н. Новгород: НГПУ, 2011.

14. Абдеева Н.А. Формирование культуры профессиональной деятельности будущих юристов в условиях информатизации образования: дис. канд. пед. наук. — Чита, 2011.

15. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Полат Е.С. М.: Издательский центр «Академия», 2010.

16. Ликсина Е.В. Образовательный портал — технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5. — № 4 (17).

17. Колобова Е.А., Малецкий Р.В., Чигирева И.В., Полянская Н.А. Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы вуза // Вестник НГИЭИ. — 2017. — № 8 (75).

18. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. — 2013. — № 4 (5).

19. Добудько Т.В., Пугач В.И., Бурцев Н.П., Пугач О.И., Тюжина И.В., Данилюков П.А. Формирование информационно-технологической компетентности магистров педагогического образования в контексте развития электронного образовательного пространства педагогического вуза // Самарский научный вестник. — 2017. — Т. 6. — № 1 (18).

20. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5. — № 2 (15).

21. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 2 (11).

22. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5. — № 4 (17). — С. 36–40.

23. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. — 2014. — Т. 2. — № 2 (18).

24. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 2 (19).

25. Ивинская М.С. Повышение качества образования на основе использования электронной информационно-образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 1 (18).

26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р об утверждении Государственной программы реформирования системы образования в Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

27. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».

28. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 996 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России».

29. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Министерства образования России. — М., 2000.

30. Требования к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации 2000 г. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informika.ru/text/inftech/iais/ concept. doc.

31. Отраслевой стандарт Госкомвуза РФ. «Информационные технологии в высшей школе. Общие положения. ОСТ ВШ 01.001-94».

32. Приказ Минюста России от 21.01.2000 №10 «Об утверждении Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации».

В настоящее время, как отмечают многие исследователи (Иванов В.А. [1], Новикова В.А. [2], Бейсетаев Д.Б. [3] и др. [4–10]), все актуальнее становится проблема модернизации высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов для различных сфер деятельности.

Теоретической основой исследования в этой области послужили работы авторов [1–25], в которых рассматриваются проблемы информатизации образования с применением новых информационных технологий и обосновывается необходимость создания единого информационного пространства вуза (ЕИП вуза).

Проблемам создания информационного образовательного пространства посвящены теоретико-методологические труды и научно-практические исследования Иванова В.А. [1], Новиковой В.А. [2], Бейсетаева Д.Б. [3], Степанова В.И. [4], Берулава Г.А. [5], Желябина П.В. [6], Карпика А.П. [7], Годиной Т.А. [8], Барановой Т.А. [9], Захаровой Г.И. [10], Волкова Т.В. [11], Абрасимова М.А. [12], Самерхановой Э.К. [13], Абдеева Н.А. [14], Полат Е.С. [15] и т.д.

Проведенный анализ работ в этой области позволил установить, что проблема формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста средствами информационного образовательного пространства вуза является недостаточно разработанной и изученной в педагогике.

Необходимость создания единого информационного пространства в СКИ ВГУЮ (РПА Минюста), как и в других высших учебных заведениях, обусловлена, с одной стороны, повышением требований к качеству правовой информации и юридического образования в контексте текущей реформы образования РФ, а с другой, информатизацией в области юридического образования [2628]. Одним из основных направлений информатизации в правовой сфере, согласно Концепции правовой информатизации России, является информатизация правового образования и воспитания [28].

Таким образом, применение новых информационных и телекоммуникационных технологий и создание ЕИП вуза являются в современных условиях развития информационного общества одним из ключевых факторов модернизации системы высшего образования. Создание ЕИП СКИ ВГУЮ (РПА Минюста) позволит повысить уровень информационной культуры профессиональной деятельности будущих юристов.

Для Цитирования:
Н.П. Исмаилова, Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы. Юрист ВУЗа. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: