По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

ЕАЭС в условиях пандемии и актуальные вопросы информационного обмена в рамках общих процессов

Халикян Т. О. заместитель директора, Департамент таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 1, 2 Тел.: +7 (495) 669-24-00 (доб. 3402) E-mail: khalikyan@gmail.com

Статья описывает деятельность Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК, Комиссия) по урегулированию актуальных проблем, выработке совместных с национальными правительствами мер по обеспечению экономической стабильности и противодействию распространения коронавирусной инфекции. Рассмотрено текущее состояние дел в условиях распространения COVID-19 на территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). Также затронуты вопросы взаимного обмена информацией между уполномоченными органами государств — членов Союза в рамках общих процессов и об эпидемиологической ситуации.

Литература:

1. Распоряжение Евразийского межправительственного совета 10 апреля 2020 г. № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01425377/ico_16042020_6 (дата обращения: 10.10.2020).

2. Решение Высшего Евразийского экономического совета № 6 от 19 мая 2020 г. «Основные ориентиры макроэкономической политики государств Евразийского экономического союза на 2020–2021 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_ makroec_pol/monitoring/Documen ts/%d0%9e%d1%80%d0%b8%d0% b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1% 80%d1%8b%202020-2021.pdf (дата обращения: 10.10.2020).

3. Статья № 63 Договор о Евразийском экономическом союзе «Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_makroec_ pol/Pages/sogl.aspx (дата обращения: 10.10.2020).

4. Решение Совета ЕЭК от 25 марта 2020 г. распоряжение № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01425272/err_30032020_11 (дата обращения: 10.10.2020).

5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. № 9 «О Совете руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств — членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/71412100/ (дата обращения: 10.10.2019).

6. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 16 «О комплексном плане мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территориях государств — членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01426846/err_20072020_16 (дата обращения: 10.10.2020).

7. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июля 2020 г. № 11 «О Санитарно-эпидемиологических рекомендациях по организации работы объектов "зеленых коридоров (транспортных маршрутов)" на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.alta.ru/ tamdoc/20rk0011/ (дата обращения: 10.10.2020).

Пандемия коронавирусной ин фекции нового типа COVID-19 оказала существенное влияние на ход экономического развития государств — членов ЕАЭС и других стран мира. С первых недель пандемии Комиссия перестроила свою деятельность, направив усилия на урегулирование актуальных проблем, выработку совместных с национальными правительствами мер по обеспечению экономической стабильности и противодействию распространения коронавирусной инфекции.

В условиях распространения COVID-19 на территории ЕАЭС Комиссией проводится ряд мероприятий, посвященных выработке решений по противодействию пандемии и нивелированию ее экономических последствий. Работа Комиссии ведется по двум направлениям: срочные временные антикризисные и стабилизационные меры и меры по созданию условий для восстановления и обеспечения дальнейшего развития экономики [1].

С наступлением 2020 г. ситуация в мировой экономике резко ухудшилась. Принятие необходимых мер по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции сначала Китайской Народной Республикой, а затем и большинством стран мира привело к стремительному сжатию экономической активности, обвалу мировых финансовых рынков, возникновению проблем с перевозками грузов и пассажиров, торможению мировой торговли и разрушению межстрановых цепочек создания добавленной стоимости. В свою очередь, столь существенное снижение производственной активности, приводящее к сокращению прибыли хозяйствующих субъектов, постоянному или временному высвобождению работающего персонала, снижению доходов населения и росту кредитной задолженности, оказывает сдерживающее влияние на потребительский спрос. Кроме этого, сжатие экономической активности у основных торговых партнеров Союза, которыми являются Европейский союз и Китайская Народная Республика, привело к существенному снижению внешнего спроса и обвальному падению мировых цен на важнейшие экспортные товары государств-членов — нефть и нефтепродукты, уголь, черные и цветные металлы [2].

Указанные обстоятельства неизбежно окажут понижательное давление на доходные составляющие бюджетов государств — членов ЕАЭС. Кроме того, в целях поддержки наиболее пострадавших секторов экономики, субъектов малого и среднего бизнеса государства-члены принимают необходимый комплекс фискальных мер, что может привести к формированию или увеличению бюджетных дефицитов по итогам 2020 г. и превышению некоторыми государствами-членами предельных количественных значений макро экономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, установленных статьей 63 Договора о ЕАЭС [3].

Для Цитирования:
Халикян Т. О., ЕАЭС в условиях пандемии и актуальные вопросы информационного обмена в рамках общих процессов . Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: