Современные интеграционные процессы в мире, отражая возросшую интернационализацию хозяйственной жизни, открытость национальных экономик, реализуются через объединение стран на основе глубокого экономического взаимодействия, решая общие для государств стратегические задачи. Процессы региональной экономической интеграции Федерации, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана реализовались в форме Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это международное объединение, преследуя задачи развития глубоких устойчивых связей между национальными экономиками государств-членов, создано в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности.
Межгосударственное экономическое сотрудничество вызывает необходимость разработки и реализации не только скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, в том числе гармонизации таможенно-тарифного и налогового законодательства как основополагающих инструментов функционирования и развития ЕАЭС, но и социальной политики и в первую очередь интеграции процессов в сфере образования с целью создания общего образовательного пространства.
Такая актуальность интеграционных процессов в сфере образования вызвана потребностью как в опережающем характере взаимного сближения стран-участниц, что важно «с точки зрения обеспечения необходимой гуманизации, становления нового человеческого профилирования... экономики и связанного с этим возможного перераспределения общественных ресурсов как непосредственно в само образование, так и в культуру, здравоохранение и т.п.» [2], так и в подготовке универсальных конкурентоспособных специалистов. Проведение согласованной политики в этой сфере позволит более эффективно использовать потенциал национальных систем образования.
Дискуссия о создании общего образовательного пространства ЕАЭС началась сразу после подписания договора о его создании 29 мая 2014 г. Каждая из стран-участниц понимает, что мировая экономика входит в шестой технологический уклад, и для обеспечения конкурентоспособности стран ЕАЭС в тех сферах, которые будут лидировать через 10–15 лет, требуется совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для работы в условиях интеграционной экономики, аттестации научных кадров. Возникает необходимость также решения такой сложной задачи, как подготовка управленческой элиты для ЕАЭС. Потребуется внедрение новых кадровых технологий, соответствующих законности и делегированным полномочиям управлению союза, механизмов их реализации и т.п.