В условиях нарастающего кризиса, вызванного распространением коронавируса, перед многими компаниями возник тяжелый выбор: продолжать работу или останавливать. Одним из выходов для работодателей стал перевод работников на дистанционную работу, однако именно в условиях чрезвычайной ситуации раскрылись проблемы трудового законодательства. Диджитализация производственного процесса оказалась затруднена существующими нормативными пробелами. В результате после окончания пандемии в суды может попасть большое количество споров о нарушении прав работников, незаконных увольнениях и сокращениях заработных плат. В данной статье анализируются основные проблемы трудового законодательства в сфере цифровизации рабочих отношений, удаленной работы, которые актуализировались на фоне пандемии коронавирусной инфекции.
Первоначально дистанционный труд был урегулирован Конвенцией о надомном труде № 177. Данный акт был принят Международной организацией труда в 1996 г. и регулировал не только деятельность надомных работников, но и любую работу, выполняемую «удаленно», т. е. вне местонахождения работодателя. В ЕС в 2002 г. было заключено Рамочное соглашение о телеработе. Данный акт обязал работодателей обеспечивать своих работников необходимой техникой, а также информировать об изменениях законодательства и правил внутреннего трудового распорядка [1]. Стоит отметить, что в зарубежных странах для обозначения термина «дистанционная работа» используется понятие teleworks, или «телеработа».
Исследование, проведенное в развитых странах Всемирной организацией труда и Европейским фондом по улучшению условий жизни и труда, показало, что доля телеработников в большинстве стран составляет 17%, а в некоторых (Япония и США), уже достигло отметки в 40% от всех работающих [2].
Популяризация удаленной работы в Соединенных Штатах рассматривается как пример успешного стратегического управления отдельными сферами экономики [3]. Расширение практики телеработы способствовало постепенному преобразованию ряда сфер и опиралось на давление со стороны окружающей среды и экономики. Конечно, этот процесс потребовал обучения, развития социальных сетей, пересмотра ожиданий граждан, но существенно сократил поездки людей, не говоря уже о затратах работодателей на рабочие места.