По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Двухэтажные вагоны — находка для перевозчиков

Пассажирские поезда меняют свой облик: помимо технических возможностей и дизайна подвижного состава, особое внимание теперь уделяется их экономичности и вместимости. Заданный в последние годы тренд — двухэтажные вагоны — cтал находкой для перевозчиков.

Во всем мире использование двухэтажных вагонов давно стало решением проблемы быстро растущего пассажиропотока и способом снижения транспортных издержек. Например, на железных дорогах Германии (DB) эксплуатируется около 2000 двухэтажных вагонов, среди них и модернизированные составы бывшей ГДР, произведенные еще в середине прошлого века. Эти вагоны широко используются как для пригородных, так и для региональных перевозок. Считается, что двухэтажные составы имеют более эффективные эксплуатационные характеристики, в первую очередь за счет повышенной вместимости (разница с обычными поездами — 50–60%), а также за счет сокращения нагрузки на инфраструктуру и количества задействованных в работе локомотивов. Совокупное снижение издержек при использовании таких поездов может доходить до 30%.

В России предпринималось несколько попыток строительства двухэтажных поездов, но все они до недавнего времени оказывались неудачными. Впервые вопрос о необходимости разработки двухэтажных составов был поднят еще в конце XIX века правительством императора Николая II «для освоения Сибири и усиления России на Дальнем Востоке». В преддверии войны с Японией нужно было организовать перевозку войск и военных грузов по строящейся Транссибирской магистрали. Также планировалось отправлять на таких поездах крестьян из перенаселенной европейской части страны на неосвоенные земли, за Урал. В 1904 году Тверской вагоностроительный завод (сейчас входит в «Трансмашхолдинг», владельцами которого являются ОАО «РЖД», Alstom, Андрей Бокарев и Искандер Махмудов) выпустил несколько двухэтажных образцов. Было организовано и сообщение: на первом этаже размещался скот, на втором — люди, но на этом освоение «новых технологий» завершилось, и было решено ограничиться традиционным подвижным составом.

Вторая попытка создания двухэтажного вагона была предпринята во времена оттепели — в 1960-х годах. Предполагалось, что в современных поездах будут перевозиться главным образом иностранные туристы, поток которых в тот период был огромен. Головной образец был изготовлен на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И.Е. Егорова. Но из-за обострившихся взаимоотношений с Западом от этой идеи вновь было решено отказаться. Позже, в 1991 году, двухэтажный вагон испытывался на Среднеазиатской железной дороге, а после распада СССР остался в Узбекистане в качестве музейного экспоната.

Для Цитирования:
Двухэтажные вагоны — находка для перевозчиков. Железнодорожник. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: