По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.7

Двигательная активность детей и технологии профилактики гипокинезии в образовательном процессе

Елюкова Анна Владимировна студентка 605-й группы 6-го курса медико-профилактического факультета, ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург
Сырцова Марионелла Алексеевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены условий воспитания, обучения, труда и радиационной гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, e-mail: syrmal@yandex.ru

Показано, что в настоящее время дети и подростки ведут преимущественно малоподвижный образ жизни, много времени проводят у телевизора и компьютера, не затрачивая энергии на свое физическое воспитание. При этом активно происходит увеличение объема и усложнение содержания учебных программ в образовательном процессе, что также влечет за собой значительное сокращение двигательной активности школьников. Представлены результаты анализа компонентов режима дня школьников начальных, средних и старших классов г. Суоярви (Республика Карелия), включающего в себя применение антропометрического, статистического и аналитического методов исследования. Установлен дефицит двигательной активности школьников всех ступеней образования. Разработаны практические рекомендации по профилактике гипокинезии.

Литература:

1. Альбицкий В. Ю. Заболеваемость детей и инвалидность // Российский педиатрический журнал. — 2014. — № 10. — С. 32-35.

2. Арсентьев В. Г. Состояние опорно-двигательного аппарата и полиорганные нарушения при дисплазиях соединительной ткани у детей // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: материалы конференции. — М.: Изд. НЦЗД РАМН, 2012. — С. 9-11.

3. Баканов И. М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня: дис. … канд. мед. наук. — М., 2007. — 199 с.

4. Баранов А. А. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. — 2009. — № 5. — С. 6-11.

5. Баранов А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008. — С. 195-209.

6. Грудина С. В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 107-109.

7. Ермакова М. А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы: дис. … канд. пед. наук. — Самара, 2013. — 139 с.

8. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — С. 54-57.

9. Жмулин А. В. Оптимизация двигательной активности учащихся в системе школьного физического воспитания: дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 189 с.

10. Звездина И. В. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения // Российский педиатрический журнал. — 2009. — № 2. — С. 8-11.

11. Иванилова С. И. Образовательная среда как фактор развития учащихся: дис. … канд. пед. наук. — М., 2014. — 171 с.

12. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта — М.: Народное образование, 2008. — 116 с.

13. Крысанова О. А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие. — Самара: Издво «Самарский университет», 2015. — 40 с.

14. Кудаев М. Р. Методология и методика педагогических исследований: учебное пособие. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. — 168 с.

15. Кудакова Н. С., Сорочкина К. А. Современная образовательная среда учреждения // Культура и образование. — 2014. — № 11. — С. 7-15.

16. Кучма В. Р. Двигательная активность детей и технологии профилактики гипокинезии в образовательном процессе // Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде: актовая речь члена-корреспондента РАН В. Р. Кучмы. — М.: ПедиатрЪ, 2016. — С. 15-21.

17. Кучма В. Р. Основные направления взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2012. — № 1. — С. 5-2.

18. Кучма В. Р. Характеристика морфофункциональных показателей московских школьников 8-15 лет (по результатам лонгитудинальных исследований) // Вестник Московского университета. — 2012. — № 1. — С. 76-83.

19. Лубышева Л. И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 5. — С. 36-41.

20. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г.

21. Нечаев М. П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: дис. … д-ра пед. наук. — М., 2011. — 503 с.

22. Рапопорт И. К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических осмотров // Гигиена и санитария. — 2012. — № 4. — С. 48-50.

23. Румба О. Г. Двигательная активность и здоровье студенческой молодежи России // Культура физическая и здоровье. — Воронеж, 2010. — № 2 (27). — С. 4-8.

24. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями 2016 г.).

25. Система развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г.

26. Суворова А. В. Социально-гигиеническая характеристика здоровьесберегающего поведения детей и подростков // Профилактическая и клиническая медицина. — 2016. — № 4 (61). — С. 23-31.

27. Сухарева Л. М. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2013. — № 3. — С. 18-26.

28. Усатов А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности: дис. … канд. пед. наук. — Белгород, 2010. –160 с.

29. Brandl-Bredenbeck H. P. Bewegung, Spiel and Sport der Kinder im internationalen Vergleich. In: W. Schmidt (Hrsg.). — 2008. — Р. 427-451.

30. Empirie des Schulsports / E. Balz, M. Brautigam, W. D. Miethling, P. Wolters // Meyer & Meyer Verlag. — 2011. — 269 p.

31. Kindermann J. Mehr Bewegung in der Schule // Padagogische Begrundung der Konzeption der «Bewegten Schule». — Universitat Bielefeld, 2009. — 121 p.

32. Schmidt R. Familie und Sport // Editions du puits fleuri, 77850, Herici. — France, 2013. — 170 p.

33. Thiemann E. Bewegungssozialisation in der Familie // Universitat Kassel. — 2016. — 108 p.

Двигательная активность — основополагающий компонент жизни, а также физического и психического развития школьников. Она зависит как от социально-экономических условий и уровня культуры общества, так и от построения физического воспитания, а также от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, особенностей конституции, функциональных способностей школьника. Как установлено Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), в настоящий момент для российского образования приоритетными задачами в сфере физической культуры являются укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» здравоохранение детей является одним из основных направлений [1].

В последние десятилетия отмечается значительное ухудшение здоровья школьников, что подтверждается данными официальной статистики, результатами профилактических осмотров и научных исследований [13, 15, 19, 25, 26]. Существенно снизилось число абсолютно здоровых детей, от 1-го класса к 3-му их доля сократилась с 6,2 до 1,9 % [21]. А по окончании школы число здоровых выпускников не превышает 15 % [15]. Фиксируется ежегодный рост числа школьников, относящихся по состоянию здоровья к специальным медицинским группам [25]. Однако фундамент здоровья закладывается в школьном возрасте.

В матрице множества факторов, влияющих на формирование полноценного здоровья (генетика, культура, образ жизни, экология, уровень здравоохранения) одним из важнейших является постоянная двигательная активность. Неоднократно отмечалось, что состояние здоровья, а также развитие основных двигательных качеств и физической работоспособности напрямую зависят от двигательной активности ребенка [10, 17, 26]. Согласно проведенным научным исследованиям [7, 9, 22, 24], двигательная активность способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья, увеличению уровня интеллектуальной активности, улучшению физиологических систем и определяет характер и скорость функционирования растущего организма. Движения стимулируют детей к социальному взаимодействию, повышают их социальный статус, развивают коммуникации и психические процессы; происходит улучшение психологического благополучия школьников, повышение их самооценки [8].

Для Цитирования:
Елюкова Анна Владимировна, Сырцова Марионелла Алексеевна, Двигательная активность детей и технологии профилактики гипокинезии в образовательном процессе. Санитарный врач. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: