Двигательная активность — основополагающий компонент жизни, а также физического и психического развития школьников. Она зависит как от социально-экономических условий и уровня культуры общества, так и от построения физического воспитания, а также от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, особенностей конституции, функциональных способностей школьника. Как установлено Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), в настоящий момент для российского образования приоритетными задачами в сфере физической культуры являются укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» здравоохранение детей является одним из основных направлений [1].
В последние десятилетия отмечается значительное ухудшение здоровья школьников, что подтверждается данными официальной статистики, результатами профилактических осмотров и научных исследований [13, 15, 19, 25, 26]. Существенно снизилось число абсолютно здоровых детей, от 1-го класса к 3-му их доля сократилась с 6,2 до 1,9 % [21]. А по окончании школы число здоровых выпускников не превышает 15 % [15]. Фиксируется ежегодный рост числа школьников, относящихся по состоянию здоровья к специальным медицинским группам [25]. Однако фундамент здоровья закладывается в школьном возрасте.
В матрице множества факторов, влияющих на формирование полноценного здоровья (генетика, культура, образ жизни, экология, уровень здравоохранения) одним из важнейших является постоянная двигательная активность. Неоднократно отмечалось, что состояние здоровья, а также развитие основных двигательных качеств и физической работоспособности напрямую зависят от двигательной активности ребенка [10, 17, 26]. Согласно проведенным научным исследованиям [7, 9, 22, 24], двигательная активность способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья, увеличению уровня интеллектуальной активности, улучшению физиологических систем и определяет характер и скорость функционирования растущего организма. Движения стимулируют детей к социальному взаимодействию, повышают их социальный статус, развивают коммуникации и психические процессы; происходит улучшение психологического благополучия школьников, повышение их самооценки [8].