По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01 DOI:10.33920/nik-01-2507-03

Две версии культуры: «культ» & семиозис, видение, социальность

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, E-mail: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

В статье разводятся две трактовки культуры: как культа и рационального построения; в последней автор, в свою очередь, различает семиотические, психологические и социальные нарративы. Анализируется характеристика культуры, предложенная Михаилом Гефтером: культура — это «отношение к тому, что человеку не дано непосредственно, но имеет для него спасительно-преобразующее значение». На основе нее автор утверждает, что человек культуру полагает, причем не только мысля рационально, но и в плане веры. Двойная трактовка культуры — сакральная и рациональная — складывается уже в Античности и дальше воспроизводится применительно к разным культурным условиям. Рассматриваются исторические примеры такой трактовки. Модерн, по мнению автора, представляет собой последний вариант двух версий культуры. Поскольку модерн завершается, претерпевая глубокий кризис, представления о природе и личности, лежащие в основе культа модерна, перестают восприниматься в качестве сакрального основания, а рациональные построения — эффективно работать. В конце статьи обсуждаются идеи космической реальности, а также истории, выдвигаемые на роль нового культа следующей большой культуры (фьючекультуры). Есть и другие претенденты на роль культа для фьючекультуры, но все они пока не принимаются основными участниками современного дискурса «спасения». Автор ставит вопрос, есть ли у человечества запас времени для решения монблана проблем современности.

Литература:

1. Августин А. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. — М.: Республика, 1992. — 335 с.

2. Бердяев Н. Философия неравенства (Письмо тринадцатое о культуре) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vehi.net/berdyaev/neraven/13.html (дата обращения: 10.12.2024).

3. Бэкон Ф. Новый органон. — Л.: СОЦЭКГИЗ, 1935. — 384 с.

4. Бэкон Ф. Великое восстановление наук / Ф. Бэкон. Сочинения в двух томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1971. — 590 с.

5. Гефтер М. Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством [Электронный ресурс]. — URL: https://predanie.ru/book/220783-tretego-tysyacheletiya-ne-budet-russkaya-istoriya-igry-s-chelovechestvom/#/toc3 (дата обращения: 10.12.2024).

6. Кузанский Н. Об ученом незнании [Электронный ресурс]. — URL: http://www.theosophy.ru/lib/de_docta.htm (дата обращения: 10.12.2024).

7. Неретина С.С. Точки на зрении. — СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. акад., 2005. — 359 с.

8. Почему в древности люди обожествляли ветер [Электронный ресурс]. — URL: https://nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru/blog/43969776765/Pochemu-v-drevnosti-lyudi-obozhestvlyali-veter- (дата обращения: 10.12.2024).

9. Розин В.М. Культурология. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 410 с.

10. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. — М.: ЛЕНАНД, 2019. — 400 с.

11. Розин В.М. Античная культура. — Воронеж, 2005. — 272 с.

12. Розин В.М. Предпосылки и особенности античной культуры. — М.: ИФРАН, 2004. — 297 с.

13. Розин В.М. Демаркация науки и религии: Анализ учения и творчества Эмануэля Сведенборга. — Изд. стереотип., 2023. — 168 с.

14. Розин В.М. Проектирование и программирование: Методологическое исследование. — М.: ЛЕНАНД, 2018. — 160 с.

15. Татиан Ассириец. Речь против эллинов [Электронный ресурс]. — URL: http://kistine.ru/library/tatian_asiriec-01.htm (дата обращения: 10.12.2024).

16. Хуэй Юк. Искусство и космотехника. — М.: АСТ, 2024. — 384 с.

1. Avgustin A. Ispoved'; Abelyar P. Istoriya moikh bedstvii. M.: Respublika, 1992. 335 s.

2. Berdyaev N. Filosofiya neravenstva (Pis'mo trinadtsatoe o kul'ture). URL: https://www.vehi.net/berdyaev/neraven/13.html (data obrashcheniya: 10.12.2024).

3. Behkon F. Novyi organon. L.: SOTSEHKGIZ, 1935. 384 s.

4. Behkon F. Velikoe vosstanovlenie nauk // Behkon F. Sochineniya v dvukh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1971. 590 s.

5. Gefter M. Tret'ego tysyacheletiya ne budet. Russkaya istoriya igry s chelovechestvom. URL: https://predanie.ru/book/220783-tretego-tysyacheletiya-ne-budet-russkaya-istoriya-igry-s-chelovechestvom/#/toc3 (data obrashcheniya: 10.12.2024).

6. Kuzanskii N. Ob uchenom neznanii. URL: http://www.theosophy.ru/lib/de_docta.htm (data obrashcheniya: 10.12.2024).

7. Neretina S.S. Tochki na zrenii. Sankt-Peterburg: Izd-vo Rus. khristian. gumanitar. akad., 2005. 359 s.

8. Pochemu v drevnosti lyudi obozhestvlyali veter. URL: ttps://nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru/blog/43969776765/Pochemu-v-drevnosti-lyudi-obozhestvlyali-veter- (data obrashcheniya: 10.12.2024).

9. Rozin V.M. Kul'turologiya. 3-e izd. M.: Yurait, 2018. 410 s.

10. Rozin V.M. Tereticheskaya i prikladnaya kul'turologiya. M.: LENAND. 2019. 400 s.

11. Rozin V.M. Antichnaya kul'tura. Voronezh, 2005. 272 s.

12. Rozin V.M. Predposylki i osobennosti antichnoi kul'tury. IFRAN, 2004. 297 s.

13. Rozin V.M. Demarkatsiya nauki i religii: Analiz ucheniya i tvorchestva Ehmanuehlya Svedenborga. Izd. stereotip. 2023. 168 s.

14. Rozin V.M. Proektirovanie i programmirovanie: Metodologicheskoe issledovanie. M.: LENAND, 2018. 160 s.

15. Tatian Assiriets. Rech' protiv ehllinov. URL: http://k-istine.ru/library/tatian_asiriec-01. htm (data obrashcheniya: 10.12.2024).

16. Khuehi Yuk. Iskusstvo i kosmotekhnika. M.: AST, 2024. 384 s.

Статья поступила 11.03.2025.

Статья одобрена к публикации 21.04.2025.

Мои исследования культуры выполнены в рамках второй версии. В книгах «Культурология», «Античная культура», «Теоретическая и прикладная культурология» я анализировал и реализовал как подход семиотическую версию культуры, психологическую и социальную [9–12]. Знаком я был и с первой версией, но не придавал ей большого значения, считая религиозной и в этом смысле не совсем научной. Действительно, например, Николай Бердяев и Светлана Неретина прямо указывают на сакральный аспект. «Культура, — пишет Н. Бердяев, — родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной... Культура имеет религиозные основы» [2]. С. Неретина добавляет к этому еще утверждение о «смерти культуры» как центрального для гуманитаристики ХХ столетия понятия. «Упование на культуру, — пишет С. Неретина, — а сейчас на нее кивают почти все и невзирая ни на что, именно потому сейчас не имеет прежнего веса... о ней так много говорят, потому что она преставилась. Преставилась как центральное понятие философии ХХ века. Ее универсальное обаяние — это обаяние культуры мертвой... Процессы, ныне происходящие, можно назвать постхристианскими и потому, что мы вступили в иной мир этики, точнее, не- или внеэтики... В той или иной степени теоретики культуры связаны с религией, и поэтому вопрос о единстве христианства и культуры не посторонний, каким он является, например, для той части мирового сообщества, которое не связано с религией столь тесными узами, как ветви со стволом мирового древа... Сегодня мы вправе поставить вопрос о конце культуры. Не о конце жизни, не о смерти человека, а именно о конце культуры как явления, имевшего свое начало и, соответственно, долженствующего иметь свой конец... Поэтому, на мой взгляд, сейчас, в эпоху переходности, необходимо не упование на культуру (сродни религиозной мольбе). Необходима критика культурного разума...» [7, с. 230, 231, 258, 271, 273].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Две версии культуры: «культ» & семиозис, видение, социальность. Вопросы культурологии. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: