Амурский тоннель
В 2017 г. исполняется 70 лет начала одной из малоизвестных строек СССР. В 1937 г. на Дальнем Востоке был заложен уникальный объект — тоннель под Амуром. Стройка называлась «Объект № 4».
Тоннель под Амуром — это однопутный железнодорожный тоннель протяжённостью 7 198 м на Транссибирской магистрали. Стройка была закончена в 1941 г. для дублирования моста через Амур. Тоннель до сих пор является единственным подводным сооружением на железных дорогах России.
Проект сооружения тоннеля под Амуром возник в связи со строительством Транссиба. В 1913 г. на выставке Приамурского края был представлен чертёж такого тоннеля, но выбор к тому времени уже был сделан в пользу моста.
В 1930-х гг. на восточных участках Транссиба велось сооружение вторых путей. Необходимость строительства тоннеля была обусловлена захватом в 1931 г. Японией Маньчжурии, утратой КВЖД и, соответственно, уязвимостью моста. В 1936 г., с учётом особого стратегического значения Транссиба для страны, по инициативе Генерального штаба РККА было принято решение о строительстве тоннеля для дублирования моста через Амур.
Технический проект подводного тоннеля протяжённостью разработан в 1937 г. институтом Метропроект, находившемся тогда в составе Народного комиссариата путей сообщения СССР.
Путь в 7 км был пройден с помощью пяти щитов на длине 3 627 м, а также горным способом из трёх забоев на восточном участке и открытым способом на западном участке длиной 1 350 м. Внутренний диаметр тоннеля — 7 400 мм на подводной части. Заготовку щебня, строительство домов и других наземных сооружений перехода вели железнодорожные войска.
Работы непосредственно в тоннеле под Амуром осуществляли прикомандированные от Метростроя 900 специалистов основных профессий и тысяча местных вольнонаёмных граждан. Всего на «стройке № 4» работали около 5,5 тыс. человек. Заключённые трудились на Тунгусском и Новокаменном карьерах, из которых добывали для стройки известняк. Чугунные тюбинги поставлял Магнитогорский завод.