Энергетика имеет весомую роль в развитии образования, науки и культуры, социальной сферы жизни населения и общества. Правительство Республики Таджикистан осуществляет дальнейшее развитие страны и поэтапное повышение уровня и качества жизни народа по трем стратегическим планам [1]:
1. обеспечение энергетической независимости;
2. вывод страны из коммуникационного тупика;
3. защита продовольственной безопасности.
Актуальное значение исследования более четко выражается также в определении географического положения Таджикистана, его водных и водно-энергетических запасов, природного преимущества в развитии дешевой гидроэнергетики, имеющей потенциальное значение для всех стран Центральной и Южной Азии.
Необходимость увеличения маломощных и нерентабельных электростанций была связана с долгим отставанием строительства крупных гидроэнергетических сооружений. С начала 50-х гг. появилось больше возможностей развития строительства больших гидросооружений. Эта тенденция получила особо бурное развитие в 1955–1959 гг., когда мощность электростанций возросла в 3 раза, а по сравнению с 1950–1955 гг. в 5,5 раза, выработка электроэнергии соответственно увеличилась в 4,3 и 7,6 раза [2]. Значительный рост генерирующих мощностей и производства электроэнергии был достигнут благодаря вводу в действие Кайраккумской и Перепадной ГЭС и первой очереди Душанбинской ТЭЦ.
Душанбинская ТЭЦ № 1 (ранее – Сталинабадская ТЭЦ) – старейшая тепловая электростанция (теплоэлектроцентраль) Республики Таджикистан, расположенная в городе Душанбе. Находится в управлении государственной энергокомпании ОАХК «Барки Точик» (ранее являлось городским источников электрической и тепловой энергии и входил в систему Таджикглавэнерго) [3–5]. Установленная мощность станции на начало 1981 г. дана в табл. 1.
Станция строилась в четыре очереди за период 1953–1968 гг. по проекту, разработанному Киевским институтом «Промэнергопроект», ныне УР ВНИПИэнергопром.
Первая очередь станции (строительство велось 1953–1958 гг.) предназначалась для удовлетворения в тепловой и электрической энергии Душанбинского хлопчатобумажного комбината в связи с увеличением его производственной мощности. Финансирование строительства первой очереди станции велось Министерством легкой промышленности СССР [6].