По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 366.02 DOI:10.33920/nik-02-2010-02

Духовное потребление: культура и рынок

Макаревич Эдуард Фёдорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, профессор кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: edward.makarevich@mail.ru
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, проф., засл. деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук), Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, E-mail: philosophy.mosgu@gmail.com

В статье показано, что духовное производство — это производство смыслов и образов, выраженных в произведениях литературы и искусства, общественно-политических концептах и сочинениях. Цель духовного производства — духовное потребление, которое относится к сфере культуры, влияет на мировоззрение людей. Авторы показывают, что взаимоотношения культуры и рынка становятся в современном обществе той сферой, которая направлена на формирование человека и на то, что обозначается как «обработка людей людьми». К одной из таких сфер относится и образование. Материалы статьи могут быть полезны в рамках направления «Реклама и связи с общественностью».

Литература:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

2. Костина А.В., Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И., Луков В.А. Культура как фактор национальной безопасности современной России: Значение и ролевая модель. М.: URSS, 2020.

3. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Глобальная культура коммуникаций. М.: Лабиринт, 2016.

4. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения : Философские фрагменты. М.: Медиум, 1997.

5. Худенко К. Свой-чужой. Александр Адабашьян: миссия Америки опошлить Вселенную выполнена. URL: https://inosmi.ru/social/20170227/238787720.html

В глобальном мире культура выходит за границы образовательно-развлекательной сферы и рождает новую деятельность и новые рынки. Особенность новой культурной деятельности заключается в создании такого продукта, который объединяет искусство, производство и предпринимательство. Эта деятельность строится на новых культурных технологиях, ориентированных на потребительские, социальные и мировоззренческие ценности, на конструирование нового образа жизни. Благодаря этим технологиям появились новая система образования, городское и региональное планирование среды, неотуризм.

О культурных креативных технологиях впервые заговорил в середине 50-х гг. XX в. видный теоретик франкфуртской школы Т. Адорно [4], когда анализировал процессы массовизации (что означает сплочение масс вокруг определенных идей и моделей потребления) в США, «культурной» стандартизации, способствующей трансформации художественных произведений, продуктов культуры в потребительскую ценность. Критицизм Адорно подхватили французские социологи, изучавшие развитие современной городской среды. Тот период на Западе был отмечен созданием множества центров развлечений, различных клубов, студий, театров, музыкальных групп. Все это стимулировало появление в городах центров, интегрирующих разные виды социально-культурной активности, мобилизующих исторические и культурные ресурсы городов, творческую энергию людей. Исследователи назвали это второй волной «культурной революции» в городской среде, отличающейся непрерывными формами образования и мобильности, формированием инфраструктуры досуга.

Подхватив идеи французских социологов о «культурной революции», Дж. Рифкин в своей работе The Age of Access(«Эра доступа») выдвинул понятие «культурный капитализм», в основе которого — предпринимательская инициатива, культура умений в условиях глобализации массовых коммуникаций. Она распространяется от товара или услуги к сервису, т. е. к обслуживанию этого товара. Потребителя и производителя объединяют такие отношения, которые становятся условием эффективности бизнеса. Но главное, предметом продажи становятся стиль и образ жизни. Об этом же пишет К. Тайлер в книге In Praise of Commercial Culture («Похвала коммерческой культуре»). «Культурный капитализм» признается отличительной особенностью общества постмодернизма. Распространенность «классических» форм идентичности сменяется экспансией «культурного капитализма», сделавшего товаром различные культуры, исторические эпохи, стили жизни, образы событий, явлений, персонажей, а также пропаганду, рекламу, образование, массовую культуру и массовые акции. Культура превращается в продукт массового потребления.

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Фёдорович, Карпухин Олег Иванович, Духовное потребление: культура и рынок. Ученый совет. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: