По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дух конструкции и синтеза: пуризм, неопластицизм, конструктивизм

Андрей Епишин кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС (Ассоциации искусствоведов)

Начало третьего десятилетия ХХ века охарактеризовалось появлением новых утопических предложений и манифестов, связанных с ориентировкой не на образность, а на функциональную целесообразность форм, а также с пониманием произведений искусства как вещных конструкций. Исходный импульс подобным концепциям дали движение французских пуристов, голландская группа «Стиль» и советский конструктивизм.

Новые программные принципы зародились во Франции, где под названием «пуризм» возникло художественное, а позднее архитектурное движение, которое в начале 1920-х годов распространилось по всей Европе. Пуризм утверждал, что в архитектуре и в искусстве нужна не деформация, а формирование путем отбора и совершенствования. Исходный тезис пуризма сформулировали Ле Корбюзье и Амеде Озанфан в 1918 году в работе под названием «После кубизма» и позднее, в совместно издаваемом журнале L'Esprit Nouveau, который сопроводили лозунгом: «Новый дух есть дух конструкции и синтеза, руководимый ясной идеей».

Еще дальше в вопросе анализа формы ушли голландские архитекторы и художники, объединившиеся вокруг основанного в 1916 году журнала De Stijl. Реформистские стремления голландцев касались не только внешнего вида, они были направлены прямо на существо архитектуры — создание пространства. Деятельность группы «Стиль» была тесно связана с неопластицизмом в живописи — течением, инициатором которого стал Пит Мондриан.

В своей художественной практике Мондриан отталкивался от аналитического кубизма, но путем отторжения всех фигуративных элементов свел его к «выражению чистой пластики» — прямым линиям, голым плоскостям и прямоугольникам «базовых цветов» (красный, желтый, синий) на нейтральном фоне (белый, серый, черный). Его композиции радикальным образом повлияли на изобразительную систему архитектурных проектов, где пустое пространство должно быть принято за нейтральный фон, а строительный материал — за цвет. К сожалению, эти проекты так и не были реализованы. Исключением, пожалуй, можно считать лишь дом Шрёдер в Утрехте Геррита Ритвельда (1924, Нидерланды).

Для Цитирования:
Андрей Епишин, Дух конструкции и синтеза: пуризм, неопластицизм, конструктивизм. Дом культуры. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: