По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.331

Дружелюбный к окружающей среде автотранспорт

В. А. Грушников канд. техн. наук, ВИНИТИ РАН, г. Москва, Российская Федерация, E-mail: mach04@viniti.ru

Рассмотренные на конкретных примерах реальные исследовательские, конструкторскотехнологические разработки в области экологической безопасности и энергосбережения, достигаемые совершенствованием основных и вспомогательных агрегатов современных гибридных электрифицированных и чисто электрических, как правило, приводов автомобильных колесных транспортных средств свидетельствуют о непрекращающейся и весьма результативной деятельности передовых научно-исследовательских и производственных компаний.

Литература:

1. Xun Qian, Murgovski Nikolce, Liu Yujing Chance-constrained robust co-design optimization for fuel cell hybrid electric trucks // Applied Energy. 2022, Vol. 320. P. 1192-2003.

2. Meyer T. Wasserstoff schleicht aus der Nische // Industrie-Anzeiger. 2022, Vol. 144, №10. S. 34-36.

3. Busch L., Edlerherr R., Franze B., Widmann A. Ionentauschersystem für einen sicheren Betrieb der Brennstoffzelle // MTZ: Motortechnische Zeitschrift. 2022, Vol. 83, №7-8. S. 46-47.

4. Xing L., Feng J., He Z., Peng X. Analysis and development of a roots-type air compressor with fixed internal compression for fuel cell system // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Pt. A,: Journal of Power and Energy. 2022, Vol. 236, №1. P. 51-60.

5. Rommelfanger C., Fischer L., van Treeck C. Virtueller Zwilling erechnug des Leistunsbedarf der Innenraumklimatisierung // ATZ: Automobiltechnische Zeitschrift. 2022, Vol. 124, №2-3. S. 40-41.

То, что применимо к ископаемым видам топлива, используемым в топливовоздушных смесях двигателей внутреннего сгорания (ДВС) современных автомобильных колесных транспортных средств (АКТС), в еще большей степени применимо к некоторым технологиям их приводов. На протяжении десятилетий производители автомобилей работали над альтернативами, которые обходятся без ограниченных и токсичных в процессе сжигания топливно-энергетических ресурсов.

Одним из них является топливный элемент (ТЭ) — своего рода гибкий и устойчивый аналог обычного ДВС. Но загрязняющие вредные вещества и мелкая пыль в отработавших газах (ОГ) требуют развития инновационных технологий. В этом контексте физическая и химическая фильтрация является ценным средством борьбы с загрязнениями воздуха и эффективным инструментом против глобального потепления .

Уже находящиеся в опытно-экспериментальной эксплуатации автомобили с силовыми агрегатами на водородном топливе заполняют им свой топливные баки-резервуары всего за 5 мин, а их инновационные ячейки энергоэффективно генерируют электроэнергию, достаточную для движения АКТС с электродвигателем мощностью 110 кВт на дистанции до 800 км. Каждая такая генерирующая электричество из водорода ячейка состоит из анодной и катодной оребренных периферийных пластин снятия электрического тока, между которыми симметрично размещены с каждой стороны по две микропористые пластины со слоями газовой диффузии, а посредине — три слоистые каталитические мембраны со слоями газовой диффузии с протонобменным принципом действия. К 2050 г. прогнозируется эксплуатация 100 млн автомобилей с водородными ТЭ в всем мире, основной недостаток которых — высокая стоимость будет устранен за счет технологического прорыва и массовости производства.

Электромобили и автомобили — АКТС с гибридным приводом на ТЭ, как одна из альтернатив всех категорий электрифицированных автомобилей, как нельзя лучше подходят для дальнемагистральных грузоперевозок из-за высокой плотности энергии, быстрой дозаправки и отсутствия выбросов оксидов углерола, присущих загрязняющим окружающую среду ДВС. Так, например, грузовой автомобиль XCIENT Fuel Cell южнокорейской компании Hyundai на водородных ТЭ при максимальной полной массе 36 т имеет пробег 400 км и может быть заправлен водородом в течение 8–20 мин, что сравнимо с грузовиками с ДВС. Из-за однонаправленного потока мощности и медленной динамики ТЭ они обычно комбинируются с некоторыми другими устройствами накопления энергии, например, литий-ионной батареей, суперконденсатором и литий-ионным конденсатором в электромобиле. Это улучшает мощность и энергоэффективность силовой установки, одновременно снижая капитальные затраты.

Для Цитирования:
В. А. Грушников, Дружелюбный к окружающей среде автотранспорт. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала