В мире огромное количество организаций совершенно разного уровня интересуются тем, что будет в будущем. Всемирный экономический форум каждые пять лет публикует, какие компетенции понадобятся в разных отраслях. Среди навыков, которыми должен обладать идеальный сотрудник будущего к 2020 г., называют:
1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving).
2. Критическое мышление.
3. Креативность.
4. Управление людьми.
5. Навыки координации, взаимодействия.
6. Эмоциональный интеллект.
7. Суждение и скорость принятия решений.
8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation).
9. Умение вести переговоры.
10. Когнитивная гибкость.
Причём нам особенно интересно смотреть динамику. Например, такие аспекты, как активное слушание и контроль качества, которые, по прогнозу, должны быть популярны к 2015 г., теперь исчезли, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.
В ближайшие годы изменится 35 % ключевых востребованных компетенций.
Поработав с «Вертолётами России», с КБ Сухого и другими работодателями, мы вдруг поняли, что простейшие или средней сложности технические навыки, хотим мы того или нет, скоро заберут у нас машины. Чертить и подбирать какие-то параметры, рассчитывать микросхемы они умеют уже лучше, чем мы. Им пока плоховато удаётся творчество и умение убедить другую машину, что то, как она посчитала, не совсем подходит.
Мы, конечно, отслеживаем и национальные разработки, связанные с тем, какие профессии, компетенции придут, уйдут. Мы очень благодарны Сколково за то, что они выпускают атлас новых профессий. С нетерпением ждём, когда выйдет третья редакция этого атласа. Мы к нему относимся достаточно серьёзно, может быть, чуть серьёзнее, чем стоило бы, но дело в том, что бухгалтеры, юристы, ребята, которых мы выпускаем, начали попадать в профессии-пенсионеры. Конечно, их родителям от этого немного тоскливо и самим ребятам немного грустно. А нам нужно им как-то объяснить, в чём их будущее место в жизни.