С докладом о результатах проверки организации таможенного контроля за соблюдением уполномоченными экономическими операторами норм таможенного законодательства в целях обеспечения полноты собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет за три последних года на заседании Коллегии Счетной палаты выступил аудитор СП Сергей Штогрин. Объектами проверки являлись Московская областная таможня (Зеленоград), Нижегородская таможня (Нижний Новгород), ФТС России (Москва). Проверяемый период: 2014–2016 гг.
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р, предусмотрено развитие института уполномоченного экономического оператора (УЭО). В целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли одним из направлений деятельности является смещение акцента при проведении таможенного контроля на этап таможенного контроля после выпуска товара, в первую очередь в рамках развития института УЭО. В настоящее время 161 организация имеет статус действующих УЭО. При этом 60 % из них относятся к предприятиям, осуществляющим производственную деятельность в машиностроении, авиационной и химической промышленности и других областях. В большинстве случаев такие предприятия — крупнейшие налогоплательщики, и применение ими специальных упрощенных таможенных процедур способствует увеличению товарооборота и приводит к снижению временных и административных издержек.
В ходе контрольного мероприятия были выявлены недостатки и нарушения в деятельности УЭО и таможенных органов, а также проблемы нормативного правого характера, которые негативно влияют на поступление таможенных платежей в федеральный бюджет. Выявленные недостатки таможенного контроля могут позволить недобросовестным участникам ВЭД использовать специальные упрощения для уклонения от уплаты или занижения причитающихся к уплате таможенных платежей. Были выявлены многочисленные нарушения установленных сроков при включении лиц в реестр УЭО. Например, ФТС России нарушался законодательно установленный пятидневный срок рассмотрения заявлений юридических лиц о включении в реестр УЭО: в 11 случаях выявлено нарушение сроков от 2 до 29 дней. Также в 30 случаях не соблюден десятидневный срок по принятию решения о включении юридического лица в реестр УЭО после дня представления заявителем таможенному органу необходимых документов. Кроме этого, таможенными органами нарушался 90-дневный срок проведения дополнительных проверок таможенной стоимости товаров. Так, выборочный анализ показал, что при дополнительных таможенных проверках срок принятия окончательного решения по стоимости товара был нарушен в 273 случаях. Таможенными органами в 2014–2016 гг. в отношении УЭО было возбуждено 2157 дел об административном правонарушении. При этом проверкой были выявлены факты, когда таможенные органы не возбуждали административные дела в отношении УЭО, которые нарушили сроки подачи деклараций на товары или сроки уплаты таможенных пошлин, налогов: штрафные санкции по таким случаям могли составить расчетно от 960 тыс. до 5,6 млн руб. в пользу бюджета. Были выявлены факты, указывающие на то, что должностными лицами Владивостокской таможни не предпринимались действия по защите интересов федерального бюджета при рассмотрении дел арбитражными судами по искам УЭО. Так, представители таможенных органов не явились на судебные заседания по 13 из 15 рассматриваемых дел по вопросам корректировки таможенной стоимости товаров. Судебные решения судов по всем делам не обжаловались. Арбитражный суд Приморского края взыскал с Владивостокской таможни судебные расходы по уплате гос пошлины в сумме 63,3 тыс. руб.