По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334, 336 DOI:10.33920/nik-02-2312-01

Доверие в социальной коммерции: подходы к исследованию, векторы изучения*

Симакина Марина Анатольевна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, msimskina@mosgu.ru

Развитие рынка электронной коммерции открывает новые возможности для формирования системы взаимоотношений между продавцами и покупателями. Наиболее быстро растущей сферой электронной коммерции в мире сегодня считается социальная коммерция. В статье исследованы основы функционирования социальной коммерции, отмечена особая роль фактора доверия в функционирования социальной коммерции. Зафиксированы различия в подходах к исследованию фактора доверия современными учеными. Материалы статьи могут быть полезны при подготовке обучающихся по направлениям Экономика, Менеджмент, Управление проектами.

Литература:

1. Алексеева А.Ю. (2007) Уверенность, социальное и межличностное доверие: критерии различения // Человек. Общество. Управление. — №4.

2. Бумен, ван ден Марианна (2020) Как цифровое становится социальным // Неприкосновенный запас, №2(130).

3. Маркетинговое исследование Электронная торговля 2020–2024, прогноз Data Insight // https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024.

4. Маркетинговые исследования рынка интернет-торговли. Аналитическое агентство Datainsight , Москва. [Электронный ресурс] — URL: https://datainsight.ru (дата обращения: 20.12.2023).

5. Новости рекламы и маркетинга Adindex. [Электронный ресурс] — URL: https://adindex.ru (дата обращения: 20.12.2023).

6. Старова П.В., Вейлер Д.А., Русу М.О. (2020) Факторы совершения покупок с помощью каналов социальной коммерции: результаты смешанного исследования в Москве // Российский журнал менеджмента. — №3. — С. 335–362.

7. Шаронин Н.П. (2017) Роль социальных медиа в экономике совместного потребления // Медиаэкономика 21 век. — № 4. — С. 4–11.

8. 7 главных трендов онлайн-ретейла на 2022 год [Электронный ресурс] — URL: https://adindex.ru/publication/retail_digital/2022/01/19/302137.phtml (дата обращения: 20.12.2023).

9. Aloqool, A & Alsmairat, M. (2022). The impact of social commerce on online purchase intention: The mediation role of trust in social network sites.International Journal of Data and Network Science, 6(2). — P. 509–516.

10. Castaldo, Sandro, Katia Premazzi, and Fabrizio Zerbini. (2010) The Meaning(s) of Trust. A Content Analysis on the Diverse Conceptualizations of Trust in Scholarly Research on Business Relationships. Journal of Business Ethics 96, no. 4. — P. 657–68.

11. Christopher Lee C., Young Sik Cho, B. Benjamin Bae (2017) Factors affecting trust in social commerce: a structural equation model // Issues in Information Systems Volume 18, Issue 4. — P. 70–90.

12. Hassan, Masoodul; Iqbal, Zeeshan; Khanum, Bakhtawar (2018): The role of trust and social presence in social commerce purchase intention, Pakistan Journal of Commerce and Social Sciences (PJCSS), Johar Education Society, Pakistan (JESPK), Lahore, Vol. 12, Iss. 1. — P. 111–135.

13. Karunasingha, Aloka & Abeysekera, Nalin. (2022). The mediating effect of trust on consumer behavior in social media marketing environments. 10.1108/SAJM-10-20210126

14. Kem Z.K. Zhang, Morad Benyoucef, (2016) Consumer behavior in social commerce: A literature review, Decision Support Systems, Volume 86. — P. 95–108

15. Top Online Shopping Categories in the US [Электронный ресурс] — URL: https://www.shopify.com/blog/top-online-shopping-categories (дата обращения: 20.12.2023).

16. Wu, Juhua & Xu, Meng & Mo, Zan & Liao, Luo. (2015). The Research of Design Based on Social Commerce. International Journal of Social Science Studies. 3.10.11114/ijsss. v3i4.916

17. Zhoua, Lina & Zhang, Ping & Zimmermann, Hans-Dieter. (2013). Social Commerce Research: An Integrated View. Electronic Commerce Research and Applications. 12. 61–68. 10.1016/j.elerap.2013.02.003.

1. Alekseyeva A.YU. (2007) Uverennost', sotsial'noye i mezhlichnostnoye doveriye: kriterii razlicheniya // Chelovek. Obshchestvo. Upravleniye. — №4.

2. Bumen, van den Marianna (2020) Kak tsifrovoye stanovitsya sotsial'nym // Neprikosnovennyy zapas, №2(130).

3. Marketingovoye issledovaniye Elektronnaya torgovlya 2020–2024, prognoz Data Insight // https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024.

4. Marketingovyye issledovaniya rynka internet-torgovli. Analiticheskoye agentstvo Datainsight, Moskva. [Elektronnyy resurs] — URL: https://datainsight.ru (data obrashcheniya: 20.12.2023).

5. Novosti reklamy i marketinga Adindex. [Elektronnyy resurs] — URL: https:// adindex.ru (data obrashcheniya: 20.12.2023).

6. Starova P.V., Veyler D.A., Rusu M.O. (2020) Faktory soversheniya pokupok s pomoshch'yu kanalov sotsial'noy kommertsii: rezul'taty smeshannogo issledovaniya v Moskve // Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta. — №3. — S. 335–362.

7. Sharonin N.P. (2017) Rol' sotsial'nykh media v ekonomike sovmestnogo potrebleniya // Mediaekonomika 21 vek. — № 4. — S. 4–11.

8. 7 glavnykh trendov onlayn-reteyla na 2022 god [Elektronnyy resurs] — URL: https://adindex.ru/publication/retail_digital/2022/01/19/302137.phtml (data obrashcheniya: 20.12.2023).

9. Aloqool, A & Alsmairat, M. (2022). The impact of social commerce on online purchase intention: The mediation role of trust in social network sites.International Journal of Data and Network Science, 6(2). — P. 509–516.

10. Castaldo, Sandro, Katia Premazzi, and Fabrizio Zerbini. (2010) The Meaning(s) of Trust. A Content Analysis on the Diverse Conceptualizations of Trust in Scholarly Research on Business Relationships. Journal of Business Ethics 96, no. 4. — P. 657–68.

11. Christopher Lee C., Young Sik Cho, B. Benjamin Bae (2017) Factors affecting trust in social commerce: a structural equation model // Issues in Information Systems Volume 18, Issue 4. — P. 70–90.

12. Hassan, Masoodul; Iqbal, Zeeshan; Khanum, Bakhtawar (2018): The role of trust and social presence in social commerce purchase intention, Pakistan Journal of Commerce and Social Sciences (PJCSS), Johar Education Society, Pakistan (JESPK), Lahore, Vol. 12, Iss. 1. — P. 111–135.

13. Karunasingha, Aloka & Abeysekera, Nalin. (2022). The mediating effect of trust on consumer behavior in social media marketing environments. 10.1108/SAJM-10-20210126

14. Kem Z.K. Zhang, Morad Benyoucef, (2016) Consumer behavior in social commerce: A literature review, Decision Support Systems, Volume 86. — P. 95–108

15. Top Online Shopping Categories in the US [Elektronnyy resurs] — URL: https:// www.shopify.com/blog/top-online-shopping-categories (data obrashcheniya: 20.12.2023).

16. Wu, Juhua & Xu, Meng & Mo, Zan & Liao, Luo. (2015). The Research of Design Based on Social Commerce. International Journal of Social Science Studies. 3.10.11114/ijsss. v3i4.916

17. Zhoua, Lina & Zhang, Ping & Zimmermann, Hans-Dieter. (2013). Social Commerce Research: An Integrated View. Electronic Commerce Research and Applications. 12. 61–68. 10.1016/j.elerap.2013.02.003.

* Статьи первых трех рубрик номера подготовлены к XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (Москва, 24–26 ноября 2022 г.).

Рост и развитие рынка социальной коммерции привлекает всё больше внимания российских и зарубежных исследователей. За последние годы сложились не только основные направления исследования феномена социальной коммерции, но и целые национальные школы, изучающие наиболее значимые аспекты данного явления. В качестве примера можно выделить большое количество научных публикаций китайских авторов, работающих как в университетах Китая, так и в Европе и США, посвященных сущности самого явления «социальная коммерция» и попыткам предвидения следующих шагов развития данного рынка [14; 16; 17]. Большой интерес развитие электронной коммерции вызывает у исследователей из Юго-Восточной Азии, Пакистана, Индии [9; 12; 13], тех стран, где уровень проникновения мобильного интернета и социальных сетей растет высокими темпами, а включение покупателей в онлайн-торговлю сразу происходит через инструменты социальной коммерции.

Российских исследователей особенно интересуют показатели роста рынка социальной коммерции, его включенности в общий рынок электронной коммерции [6] и проблемы его регулирования, прежде всего, для защиты потребителей от мошеннических действий.

Общемировой и российский рост рынка электронной коммерции впечатляет. Согласно исследованиям компании eMarketer, глобальный рынок электронной коммерции вырастет с 5,2 трлн долларов в 2021 году до 8,1 трлн долларов в 2026. При этом, наибольшими темпами расти будут сегменты продажи модной одежды, электроники, игрушек, товаров категории «хобби» и «сделай сам», мебели, товаров для красоты и здоровья.

Российский рынок электронной коммерции оценивается экспертами в 2022 году в 3,3 трлн рублей. При этом его резкий рост на 44% в 2020 году связывают с вынужденной самоизоляцией потребителей в период пандемии Covid-19. Аналитики компании DataInsight отмечают, что рост электронной коммерции сохранится, хотя и не столь высокими темпами, ближайшие годы и составит не менее 6% в среднем в год, что в 2024 году даст общий объем российского рынка в 7,2 трлн рублей [4].

Для Цитирования:
Симакина Марина Анатольевна, Доверие в социальной коммерции: подходы к исследованию, векторы изучения*. Ученый совет. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: