Авторы считают, что на сегодняшний день в России и в Европе медицинская помощь в целом оказывается всему населению без каких-либо ограничений, охват медицинской помощью в России фактически стопроцентный (более 140 млн человек могут беспрепятственно получать медицинские услуги в ведущих учреждениях здравоохранения). Однако в России качество и количество медицинских услуг, предоставляемых разным субъектам, не полностью удовлетворяет потребности населения.
Это подтверждается как социологическими, так и статистическими данными. Например, за несколько десятилетий фиксируется постоянный рост личных расходов населения в общем объеме расходов, потраченных на поддержание здоровья. На данный момент времени он составляет около 50 %. Всё это, отмечают авторы, ведет к росту неравенства, ухудшению ситуации в сфере здравоохранения.
Не помогает системе здравоохранения и постоянная оптимизация кадров, а также политика государства, направленная на уменьшение диспропорций в количестве медицинских работников в сельской местности. Недостаточность узких специалистов приводит к неблагоприятным социологическим оценкам качества здравоохранения в целом. Авторы предлагают, основываясь на зарубежном опыте, ввести мораторий на сокращение кадров, установленный на федеральном уровне, а также предусмотреть систему денежных компенсаций на затраты по обращению в медицинские организации для тех лиц, которые имеют подтвержденные доходы ниже прожиточного минимума.
Во всех европейских конституционных документах признается и гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это означает, что само государство несет полную ответственность за качество медицинских услуг, их доступность для широких слоев населения. Достижение поставленной цели осуществляется путем приоритетного финансирования здравоохранения (максимальные расходы европейского государства на финансирование составляют около 10–12 % от ВВП), создание безбарьерного получения медицинской помощи.
Аналогичные позиции заявлены и в российских нормативных правовых актах. Однако недостаточность финансирования в России (около 2 % ВВП) создает потенциальные риски позитивного развития системы здравоохранения в ближайшей перспективе.