По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.948 DOI:10.33920/VNE-03-2107-11

Досрочное расторжение договора лизинга. Есть ли ущерб?

Вишневская Ирина Александровна управляющий партнер ООО «Консалтинговая группа «Ирвикон»»; член экспертного совета СРО «Региональная ассоциация оценщиков»; сертифицированный судебный эксперт, руководитель комитета по судебной экспертизе Национального объединения технологических и ценовых аудиторов (НО ТЦА); эксперт Апелляционного рабочего органа Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России по направлению «Оценка недвижимости»; профессиональный член Британского Королевского общества судебно-экспертных наук (Chartered Society of Forensic Science); сертифицированный медиатор, Е-mail: info@expertadvice.ru
Гармаш Григорий Юрьевич директор департамента оценки, ООО «Консалтинговая группа «Ирвикон»»; сертифицированный судебный эксперт, Е-mail: info@expertadvice.ru

Множество судебных дел по убыткам и ущербу, которые рассматривают суды, включают в том числе оспаривание суммы нанесенного вреда (убытка, ущерба). В ряде случаев расчет убытков носит не просто необоснованный, но абсурдный характер, основанный на подмене экономический понятий. Независимая экономическая экспертиза является весомым доказательством в делах об убытках. В статье проведен анализ и изложена разница в экономических понятиях «рыночная стоимость» и «цена выкупа», сделан вывод о несопоставимости данных понятий. На примере реального кейса показана необоснованность расчета ущерба лизинговой компании по сделке досрочного расторжения договора лизинга.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

3. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

4. Васюхин О.В. Основы ценообразования. — СПб.: СПбГУИТМО, 2010. — 110 с.

1. Grazhdanskii kodeks RF [Civil Code of the Russian Federation]. (In Russ.)

2. Federalnyi zakon ot 29.10.1998 № 164-FZ «O finansovoi arende (lizinge)» [Federal Law of October 29, 1998 No. 164-FZ “On Financial Lease (Leasing)”]. (In Russ.)

3. Federalnyi zakon ot 29.07.1998 № 135-FZ «Ob otsenochnoi deiatelnosti v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law of 29.07.1998 No. 135-FZ “On appraisal activities in the Russian Federation”]. (In Russ.)

4. Vasiukhin O.V. Osnovy tsenoobrazovaniia [Basics of pricing]. - SPb.: SPbGUITMO, 2010. - 110 p. (In Russ.)

2020 и 2021 гг. начались множеством знаковых судебных и уголовных дел по взысканию убытков и ущербу, взыскиваемому с генеральных директоров. Новостные ленты пестрят заголовками о многомиллионных убытках по ставшей уже притчей во языцех 159 ст. УК РФ. Убытки и ущерб превратились в дубину корпоративных конфликтов, которой размахивают учредители компаний, пытаясь «стрясти» деньги с бывших генеральных директоров, а даже и посадить. Ведь конфликт — это не драка во дворе «до первой крови», иногда стремление уничтожить оппонента чужими руками, любыми методами, желательно экономическими превращается в одержимость. А статьи по хищениям и ущербам (ст. 164 и 165 УК РФ), имущественному вреду (ст. 15 ГК РФ) успешно работают, и сложилась судебная практика.

Но для начала этот пресловутый ущерб нужно найти, подсчитать и вменить. А уж процесс доказывания у нас складывается как по маслу: по одному и тому же алгоритму. И в большинстве случаев отправной точкой таких расчетов убытков становится рыночная стоимость. Чего? Да чего угодно: недвижимости, земельных участков, акций, векселей, юридических услуг, будущей недвижимой вещи, которая могла бы быть создана, если бы не тот самый директор, которого бенефициары считают виновником финансовых проблем. И конечно, различного оборудования, техники, воздушных судов, подвижного состава — тех самых активов, которые по сложившейся практике приобретают по договорам лизинга.

Может ли быть ущерб при лизинговой сделке? Независимая экономическая экспертиза дает ответ на этот вопрос.

Общеизвестный факт, что в России существует дефицит подвижного состава. Объем грузоперевозок растет год от года, ежегодно вводят в строй сотни километров железнодорожных путей, реконструируют вокзалы, внедряют новые технологии в транспортной отрасли, и если бы не дефицит вагонов, то и время доставки и, главное, стоимость перевозок была бы значительно ниже по сравнению с автомобильным транспортом.

Вагоны как движимое имущество традиционно приобретаются в лизинг. Лизинговые сделки с вагонами — это очень привлекательная сделка для любой лизинговой компании. Понятны типы вагонов, цены, сроки эксплуатации, простоя, ремонтов и проч. Сложились типовые условия договоров лизинга, а также рыночные правила.

Для Цитирования:
Вишневская Ирина Александровна, Гармаш Григорий Юрьевич, Досрочное расторжение договора лизинга. Есть ли ущерб?. Лизинг. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: