2020 и 2021 гг. начались множеством знаковых судебных и уголовных дел по взысканию убытков и ущербу, взыскиваемому с генеральных директоров. Новостные ленты пестрят заголовками о многомиллионных убытках по ставшей уже притчей во языцех 159 ст. УК РФ. Убытки и ущерб превратились в дубину корпоративных конфликтов, которой размахивают учредители компаний, пытаясь «стрясти» деньги с бывших генеральных директоров, а даже и посадить. Ведь конфликт — это не драка во дворе «до первой крови», иногда стремление уничтожить оппонента чужими руками, любыми методами, желательно экономическими превращается в одержимость. А статьи по хищениям и ущербам (ст. 164 и 165 УК РФ), имущественному вреду (ст. 15 ГК РФ) успешно работают, и сложилась судебная практика.
Но для начала этот пресловутый ущерб нужно найти, подсчитать и вменить. А уж процесс доказывания у нас складывается как по маслу: по одному и тому же алгоритму. И в большинстве случаев отправной точкой таких расчетов убытков становится рыночная стоимость. Чего? Да чего угодно: недвижимости, земельных участков, акций, векселей, юридических услуг, будущей недвижимой вещи, которая могла бы быть создана, если бы не тот самый директор, которого бенефициары считают виновником финансовых проблем. И конечно, различного оборудования, техники, воздушных судов, подвижного состава — тех самых активов, которые по сложившейся практике приобретают по договорам лизинга.
Может ли быть ущерб при лизинговой сделке? Независимая экономическая экспертиза дает ответ на этот вопрос.
Общеизвестный факт, что в России существует дефицит подвижного состава. Объем грузоперевозок растет год от года, ежегодно вводят в строй сотни километров железнодорожных путей, реконструируют вокзалы, внедряют новые технологии в транспортной отрасли, и если бы не дефицит вагонов, то и время доставки и, главное, стоимость перевозок была бы значительно ниже по сравнению с автомобильным транспортом.
Вагоны как движимое имущество традиционно приобретаются в лизинг. Лизинговые сделки с вагонами — это очень привлекательная сделка для любой лизинговой компании. Понятны типы вагонов, цены, сроки эксплуатации, простоя, ремонтов и проч. Сложились типовые условия договоров лизинга, а также рыночные правила.