По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорожный деликатес: особенности транспортировки битумных вяжущих

Современное дорожное строительство практически невозможно без применения битумов и ПБВ (полимерно-битумных вяжущих). Их свойства значительным образом влияют на качественные характеристики строящихся дорог. Для того чтобы на дорогу попал соответствующий всем нормам и требованиям битумный материал, его надо не только правильно изготовить, но и правильно привезти! И тут роль перевозчика ничуть не меньше роли производителя и строителя. О нынешнем положении дел в вопросе перевозки битумов и ПБВ в рамках ежегодной отраслевой конференции «Про битум и ПБВ — 2019» наш корреспондент побеседовал с вице-президентом Национальной ассоциации перевозчиков нефтепродуктов Андреем Беловым.

В 2018 г. в целом по России было отгружено около 6610 тыс. тонн битумов. Чтобы лучше представить объемы доставок, стоит сказать, что ежесуточно грузополучателям отправляется 18 тысяч тонн битумов. Получается, с учетом плеча подвоза, по нашим трассам одновременно движется 1100–1500 битумовозов. В пути находится 27 тысяч тонн битума!

Перевозка, погрузка и выгрузка битумов регламентируется рядом ГОСТов. Для перевозчика главным показателем является температура продукта. От нее в основном и зависит качество сырья, которое в конечном итоге будет доставлено потребителю. К сожалению, по этому ключевому для перевозчика вопросу в существующей законодательной базе нет ясности.

Температура погрузки на сегодня регламентируется лишь в одном ГОСТе, а именно — в СТО «Автодор» 2.12011 (ГОСТ 1510). Но тут существует техническая неувязка: температурный уровень продукта, который отгружается в цистерну, сразу объективно не определишь. Дело в том, что период стабилизации битума может составлять до одного часа — и только тогда он может показать объективную t. А транспортное средство в течение этого часа уже тронулось в путь. Поэтому есть риск превышения допустимой температуры (норма составляет 160 градусов) — тем самым нарушаются имеющиеся сейчас правила безопасной перевозки деликатного груза.

Подождать, когда остынет, и тогда ехать? Долго и чревато простоем.

В марте текущего года в качестве эксперимента из Москвы в СанктПетербург выехало два битумовоза. Один из них был с новой цистерной, другой — со старой. Обе машины начали движение при температуре би тума в 170 градусов. Уточним, если бы водители опирались на информативные по температуре транспортировки ГОСТ № 33133 и № 52056, то они даже трогаться с места не имели бы права.

В точке прибытия замеры температуры проводились через 28 часов после ее измерения при загрузке. В новой цистерне за время поездки температура упала всего на 3 градуса. В старой цистерне она опустилась на 10 градусов. Следовательно, даже через 28 часов первый водитель — если слушать ГОСТЫ ТС — не мог начать движение. Битум в его автоцистерне на всем пути следования был «ненормативным», перегретым. Собственно, с большим превышением по норме большую часть дороги ехал и второй битумовоз.

Для Цитирования:
Дорожный деликатес: особенности транспортировки битумных вяжущих. Прораб. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: