Покрытие дорог более прочным материалом, чем сама насыпь дороги, имеет давние традиции, и его изменение связано как с техническими, химическими, так и с технологическими достижениями человечества. Если первые дороги (Древний Рим) покрывались плитняком на известковой основе и некоторые из этих дорог сохранились до наших дней, то это говорит о том, что направление по укреплению верхнего слоя дорог было выбрано правильно [3].
Настоящим прорывом в дорожном строительстве является применение бетона, и такая технология стала завоёвывать мир. Но вначале люди научились придавать гидравлические свойства известковым растворам за счёт введения различных горных пород вулканического происхождения (туфы, пеплы, пемзы) в тонкомолотом виде [2].
Цементно-бетонные покрытия бывают различными. Они разделяются на монолитные и сборные, однослойные и двухслойные, армированные и неармированные, причём применяется как обычный бетон, так и предварительно напряженный.
Бетон, толщина которого, как правило, составляет 20–25 см, укладывается на полную толщину за одну операцию шириной 6–9 м, соответствующей двум полосам движения.
Цементно-бетонные дороги долговечнее асфальтобетона в 5–6 раз, их срок службы может достигать 50 лет и более. Они стойки к агрессивному воздействию среды, обеспечивают высокое сцепление с колесом и отсутствием пыли, полотно мало истирается. К преимуществам следует отнести и возможность работы по устройству бетонного покрытия из отдельных плит в зимний период, что резко расширяет технологию таких работ [1].
Недостатком монолита является невозможность круглогодичного производства работ. После укладки бетона, если жарко, его следует накрывать брезентом и поливать два раза днём и один — ночью. А если пошёл проливной дождь, то никаких рекомендаций уже нет. Бетон должен набрать свою прочность за 28 дней, а это немалый срок. Все эти недостатки сдерживают применение монобетона при строительстве автодорог.
На смену монобетону пришла технология покрытия земляного полотна дороги отдельными плитами. В упрощённом виде эта технология выглядит как на рис. 1.