По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.815.5

Дорожные плиты с повышенными прочностными характеристиками

И. А. Иванов д-р техн. наук, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

В статье рассмотрены вопросы создания дорожных плит с повышенными эксплуатационными свойствами, развития твёрдого покрытия на дорогах и совершенствования технологии этих работ, а также рассмотрены изменяющиеся нагрузки на дорожную плиту в её различных частях при проходе автомобильного колеса.

Литература:

1. Бабков В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог. — Подольск: АТП, 2010. — С. 300–301.

2. Евстигнеев В.Г. Железобетонные и каменные конструкции. — Ч. 1. — М.: Академия, 2011. — С. 67–68.

3. Иванов И.А. Дороги мира. История и современность. — Москва–Вологда: Инфра-инженерия, 2017. — С. 28–30.

4. Патент РФ-2595020. Дорожная плита, бюл. 23, 2016. Патентообладатель — Иванов И.А., Иванова А.О. Авторы — Иванов И.А., Иванова А.О.

5. Передельский Л.В., Приходько О.Е. Инженерная геология. — Р. н/Д.: Феникс, 2009. — С. 198–201.

6. Смирнова Т.Г. и др. Берегоукрепительные сооружения. — М.: Изд-во ассоциации строительных вузов, 2002. — 264 с.

Покрытие дорог более прочным материалом, чем сама насыпь дороги, имеет давние традиции, и его изменение связано как с техническими, химическими, так и с технологическими достижениями человечества. Если первые дороги (Древний Рим) покрывались плитняком на известковой основе и некоторые из этих дорог сохранились до наших дней, то это говорит о том, что направление по укреплению верхнего слоя дорог было выбрано правильно [3].

Настоящим прорывом в дорожном строительстве является применение бетона, и такая технология стала завоёвывать мир. Но вначале люди научились придавать гидравлические свойства известковым растворам за счёт введения различных горных пород вулканического происхождения (туфы, пеплы, пемзы) в тонкомолотом виде [2].

Цементно-бетонные покрытия бывают различными. Они разделяются на монолитные и сборные, однослойные и двухслойные, армированные и неармированные, причём применяется как обычный бетон, так и предварительно напряженный.

Бетон, толщина которого, как правило, составляет 20–25 см, укладывается на полную толщину за одну операцию шириной 6–9 м, соответствующей двум полосам движения.

Цементно-бетонные дороги долговечнее асфальтобетона в 5–6 раз, их срок службы может достигать 50 лет и более. Они стойки к агрессивному воздействию среды, обеспечивают высокое сцепление с колесом и отсутствием пыли, полотно мало истирается. К преимуществам следует отнести и возможность работы по устройству бетонного покрытия из отдельных плит в зимний период, что резко расширяет технологию таких работ [1].

Недостатком монолита является невозможность круглогодичного производства работ. После укладки бетона, если жарко, его следует накрывать брезентом и поливать два раза днём и один — ночью. А если пошёл проливной дождь, то никаких рекомендаций уже нет. Бетон должен набрать свою прочность за 28 дней, а это немалый срок. Все эти недостатки сдерживают применение монобетона при строительстве автодорог.

На смену монобетону пришла технология покрытия земляного полотна дороги отдельными плитами. В упрощённом виде эта технология выглядит как на рис. 1.

Для Цитирования:
И. А. Иванов, Дорожные плиты с повышенными прочностными характеристиками. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: