Среди проблем, порожденных высоким уровнем автомобилизации городского населения, задача обеспечения парковок автомобилей в крупных городах со сложившейся застройкой является актуальной. Мировой опыт показывает, что частично решить эту проблему можно за счет использования свободной ширины проезжей части, тротуаров улиц и придорожной полосы, устройством парковок [1–4, 5–7].
При устройстве парковок важно обеспечить достаточную прочность парковочной площадки без чрезмерных строительных затрат. Практика показывает, что прибордюрные парковки следует устраивать с поперечными уклонами в сторону дороги (табл. 1).
В покрытии парковки, как правило, используется асфальтобетон или мощение искусственным (природным) камнем. Проезжую часть дороги от площадки целесообразно отделить бордюром. Высота бордюра должна обеспечить беспрепятственный переезд колеса расчетного автомобиля. Исследования [2] показали, что в качестве расчетного следует принимать автомобили малого класса с шиной 145/70 R13, который выполнит беспрепятственный переезд бордюрного камня высотой 5 см при скорости до 5 км/ч. Допускается укладка бордюра высотой до 10 см со скошенным краем.
Дорожная одежда должна обеспечить прочность конструкции на статическую осевую нагрузку до 6 т. В асфальтобетонном покрытии парковки целесообразно использовать материал, аналогичный покрытию проезжей части дороги. При наличии ливневой канализации обеспечение водоотвода из основания конструкции возможно с помощью геотекстиля с продольным коэффициентом фильтрации не менее 25 м/сут. В случае отсутствия городской системы водоотвода, толщина песчаного дренажного слоя рассчитывается по схеме «поглощения».
Исследовалось влияние физико-механических свойств каменных материалов и подстилающих грунтов на толщину несущего слоя основания конструкции. Покрытие было представлено асфальтобетоном плотным горячим на битуме БНД марки 60/90 (Тип Б, Марка II) толщиной 5 см. В основании дорожной одежды рассмотрен щебень осадочных и изверженных пород рядовой, фракционированный 40–80 мм без расклинки, с расклинкой асфальтобетоном или мелким щебнем, отсевы дробления каменного материала 0–20 мм Фроловского карьера, щебеночные смеси С3 80 мм и С6 20 мм. В качестве дренирующего слоя рассматривался песок средней крупности и геотекстиль «АГМ – Композит» производства ОАО «ВАТИ» (г. Волжский). Грунт под дорожной конструкцией представлен крупными и мелкими песками с примесью пылеглинистой фракции до 20%, супесью легкой, суглинками легким и тяжелым, глиной.