По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорожная карта адаптации ИИ к задачам промышленности: от проблемы — к решению

Анна Галкина соосновательница и руководитель разработки ИИ-решений Supalab, эксперт в области ИИ

Новая волна цифровизации бизнес-процессов с применением нейросетей сегодня наблюдается практически повсеместно. И промышленность — не исключение. Если всего несколько лет назад считалось, что искусственный интеллект (ИИ) доступен только отраслевым гигантам, то теперь он стал по сути дела прикладным инструментом, используемым для решения самых разных задач на российских предприятиях. Автор статьи рассматривает основные направления использования ИИ на промышленных предприятиях, сложности, возникающие в этой работе, и пути их преодоления, экономическую эффективность ИИ-решений; а также дает практические рекомендации руководителям по внедрению ИИ.

Литература:

1. https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/business functions/quantumblack/our insights/the state of ai/2024/the-state-of-ai-in-early-2024‑final.pdf

2. https://files.data-economy.ru/Docs/AI-prom-–2.pdf

3. https://ai.gov.ru/knowledgebase/infrastruktura-ii/2024_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_ rossiyskoy_federacii_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_ncrii_pri_pravitelystve_rf/

4. https://www.rosneft.ru/press/news/item/221052/

5. https://www.comnews.ru/digital-economy/content/239666/2025‑06‑11/2025‑w24/1012/rosneft-vnedryaetii-izuchenie-kerna

6. https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/iskusstvennyy-intellekt-sozdal-umnye-molekuly-dlyadobychi-nefti/

7. https://severstal.com/rus/media/archive/severstal-uvelichila-proizvoditelnost-stana-2000‑s-pomoshchyumashinnogo-obucheniya/

8. https://globalperm.ru/news/id/12543

9. https://www.metalloinvest.com/media/press-releases/657054/

10. https://mmk.ru/ru/press-center/news/na-mmk-vnedrili-sistemu-umnogo-uchyeta-vypuskaemykh-trub/

11. https://lipetsk.nlmk.com/ru/media-center/press-releases/nlmk-povyshaet-effektivnost-potrebleniya-gazas-pomoshchyu-mashinnogo-obucheniya/

Цифровая трансформация перестала быть модным трендом. Сегодня — это часть стратегической повестки любого производства. Одновременно растет и ответственность руководителей за результаты внедрения ИИ-решений: переход от теории к практике редко происходит просто. Допуская на предприятие новую технологию, генеральный директор берет на себя риски — технологические, экономические, репутационные. Именно поэтому и нужна дорожная карта, которая поможет организации пройти через этапы внедрения ИИ, минимизируя издержки и превращая сложности в новые точки роста.

Согласно данным компании McKinsey, 72 % международных компаний уже используют ИИ [1], а в России 65 % организаций тестируют возможности нейросетей на своих площадках [2]. Основные вызовы внедрения ИИ включают отсутствие качественных данных, недостаток технической экспертизы, завышенные ожидания и инфраструктурные ограничения.

Так, по данным НЦРИИ при Правительстве РФ, средний индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта в 2024 г. увеличился на 9 % относительно 2021 г. (хоть и упал в сравнении с 2023 г.) [3]. Тем не менее, можно с уверенностью говорить о начальной стадии массового внедрения ИИ в российскую промышленность.

Драйверы этой тенденции очевидны. Внедрение ИИ начинается там, где ручные решения либо слишком дороги, либо слишком медленны, либо чересчур зависимы от условного «человеческого фактора». Это особенно чувствуется в сферах с высокой стоимостью простоя оборудования (металлургия, нефтехимия, машиностроение), где минута некорректной работы выражается в миллионах рублей потерь.

Повышение производительности выходит на первый план. На предприятиях, где мы внедряли свои решения, ИИ-ассистенты сокращали время поиска критических документов, корректировали и ускоряли процессы согласования, а комбинация ИИ и методов компьютерного зрения позволяла обнаруживать дефекты до их проявления в продукции.

Второй вертикалью идет предиктивная аналитика. С помощью машинного обучения и анализа данных можно быстрее и точнее прогнозировать поломки, избегать аварий, сокращать время простоя и расходы на ремонт. Это продлевает срок службы оборудования, снижает затраты на обслуживание и повышает безопасность. ИИ делает обслуживание автоматическим: датчики показывают состояние техники в реальном времени, а алгоритмы выявляют малейшие отклонения еще до поломки.

Для Цитирования:
Анна Галкина, Дорожная карта адаптации ИИ к задачам промышленности: от проблемы — к решению. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: