На сегодняшний день отраслевые корпорации-лидеры сфокусированы не только на высоких уровнях продаж, но и на корпоративных ценностях компании, что находит свое воплощение в объектах культуры. Создаются корпоративные музеи, которые служат для развития и приумножения корпоративных ценностей, решая задачу преемственности поколений.
Корпоративные музеи часть общероссийского и общемирового музейного процесса. Промышленные и научно-технические коллекции являются неисчерпаемым источником актуальных идей, помогают генерировать новые подходы и смыслы, выверенные временем и опытом многих поколений специалистов из разных отраслей. Популяризация индустриального наследия — важный шаг, который может задать правильный вектор для развития экономического потенциала России.
Музей — это символ престижа, свидетельство причастности к социальной эволюции. Экспозиции таких музеев рассказывают не только об истории предприятия, но и о становлении той или иной отрасли как таковой. Кроме того, компания, которая может позволить себе открыть музей, получает в свой арсенал такой бонус, как стабильность и надежность в глазах общественности.
Отраслевые музеи неразрывно связаны с культурными, социальными, политическими и экономическими процессами, происходящими в стране, поэтому интеграция промышленного и научно-технологического наследия в общую «культурную карту» страны возрастает с каждым годом, о чем свидетельствует рост числа участников конкурса корпоративных музеев. В сентябре 2023 в Екатеринбурге пройдет уже V конкурс, переросший в Национальную премию «Корпоративный музей» и создание Ассоциации Корпоративных музеев.
В этом году Трубная Металлургическая Компания (ТМК) стала генеральным партнером Всероссийского конкурса «Корпоративный музей». На него заявлен 71 участник и 160 проектов в разных номинациях. 12-14 сентября в Екатеринбурге на площадке «Синара-центра» назовут победителей. Кроме того, все финалисты побывают в городе Полевском в музейном комплексе «Северская домна», одном из самых посещаемых в Свердловской области. По словам Анны Трепаловой, руководителя направления промышленного туризма ТМК, уже готов новый маршрут: «Металлургия сквозь века: от кричного молота до цифрового завода». Пока он доступен для делового туризма и профориентации, впереди — запуск для широкой аудитории. Гости смогут увидеть всю производственную цепочку, от двухсотлетней давности до современных высоких технологий.
Промышленный туризм активно развивается, занимая всё больший сектор внутреннего туризма и «экономики впечатлений». Всё больше регионов создают интересные маршруты и программы, включающие посещение производственных площадок, объектов индустриального наследия и, конечно, корпоративных музеев. ТМК в промтуризм вовлечен с 2001 года. Только в первом полугодии 2023-го ее заводы посетили 14 тысяч человек. Чаще всего распахивали двери для гостей Волжский трубный завод (ВТЗ), Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ), Северский трубный завод (СТЗ) и Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ).
Усиливается интеграция промышленного наследия в общую «культурную карту» страны. Это могут быть и совместные выставки с государственными музеями и поддержка проектов сферы культуры, и продвижение национальных брендов. Консолидация сил и укрепление культурных и научных связей создает новый потенциал в построении стратегий будущего во всех сферах жизни. Приглашаем к диалогу о потенциале промышленного и научно-технологического наследия, подходах изучения, сохранения и популяризации музейных коллекций корпоративных музеев.
С глубоким уважением, Татьяна Мартынова