По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорогие читатели!

Татьяна Мартынова главный редактор журнала «Музей»

Октябрьский номер журнала посвящен музейному миру Югры – миру, который соединяет в себе архаику и актуальные тренды, древние легенды и язык современного искусства. Музеи здесь как живые организмы, пульсирующие в такт с ритмом огромной и загадочной территории.

Что такое музей в условиях Севера? Зачастую – это единственный центр культурного притяжения на много километров вокруг, место, где переплетаются судьбы коренных народов ханты, манси и ненцев с историями геологов-первопроходцев, нефтяников и газовиков. Это мост между двумя мирами: веками нетронутой тайгой и динамично развивающимися городами.

Обзор музеев Югры открывает перед нами несколько ключевых векторов их развития. Первый вектор – Ханты-Мансийск – столица наследия. Безусловным флагманом является Музей Природы и Человека, чьи экспозиции – это гимн палеонтологии, археологии и этнографии. Это музей-исследователь, где скелет трогонтериевого мамонта соседствует с тонкими реконструкциями быта и мифологии обских угров. Рядом с ним – Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», где история оживает в буквальном смысле: в аутентичных жилищах, священных лабазах и на тропах охотников. Совершенно иную грань представляет Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева, также в столице округа. Это не просто музей, а пространство диалога, где мощное, почти шаманское творчество коренного художника, выплеснувшееся на холст, говорит со зрителем на языке мирового современного искусства.

Второй вектор – музей как портрет города. В городах, рожденных нефтегазовым бумом, музеи становятся летописцами уникальной советской и постсоветской истории. Музей истории города Урая или Музейно-выставочный центр Когалыма, корпоративный музей ООО «Газпром трансгаз Югорск или музей АО «Самотлорнефтегаза» бережно собирают и осмысляют феномен «покорения Севера», героику и повседневность тех, кто пришел сюда обустраивать землю.

Третий вектор – феномен малых городских и сельских музеев. Именно здесь, вдали от столичного лоска, кроется подлинная магия Югры. Музеи в Белоярском, Нягани, Березово, в небольших поселках становятся центрами сохранения живой традиции. Их коллекции – это не просто предметы быта, это сакральные артефакты, семейные реликвии, память о родовых угодьях. Они работают «на земле», в непосредственном контакте с носителями культуры.

Для Цитирования:
Татьяна Мартынова, Дорогие читатели!. Музей. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: