По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дороги Рима

О римских дорогах известно всем, многие из них сохранились до наших дней, причём и сейчас они используются по назначению. Дворцы и стадионы римских времён могут лежать в руинах или вовсе исчезнуть, но дороги, построенные римлянами, остаются и сохраняют своё значение. В чём же секрет такой удивительной долговечности?

Начать следует с того, что сами римляне очень рано поняли важность и ценность хороших дорог для войны и торговли. Первая мощёная дорога была построена ими в IV веке до н.э., она связала Рим с Капуей. Её прозвали Аппиевой, она дожила до наших дней. Длина этой дороги составила 200 км, и на то, чтобы замостить её камнями, ушёл практически весь римский бюджет. Чтобы пойти на такие траты, римские власти должны были быть абсолютно уверены в их необходимости. Поскольку дороги после этого продолжили строить, такая уверенность у римлян была и сохранялась, пока существовала римская держава.

Мало знать о необходимости хороших дорог, нужно ещё уметь их строить. Должны быть подготовленные кадры землемеров, инженеров-дорожников, строителей. Нужна квалифицированная рабочая сила — не только землекопы и носильщики, но и каменотёсы для обработки камней, которыми дорогу замостят. Нужны умелые строители мостов и придорожных зданий, таких как почтовые станции, постоялые дворы, дорожные указатели (сделанные из камня, некоторые из них тоже сохранились по сию пору). Нужно знать, как прокладывать дорогу через холмы и болотистую местность. Нужно уметь прорубать тоннели в горах. Сами дороги следует делать выпуклыми в плане и с дренажными канавами по краям, чтобы дождевая вода стекала и не портила дорожное полотно. Таких нюансов при строительстве действительно удобной и прочной дороги следует учесть множество. И римляне всё это умели.

Но даже если всё это знать и уметь, где гарантия, что жадный подрядчик не сэкономит на материале или на самих дорожных работах и будет следовать строительным нормам на всём протяжении строящегося пути? Строительством первой дороги руководил лично цензор Аппий Клавдий Цека, потому её и называли Аппиевой. В дальнейшем самые важные из них, называемые Viae publicae, то есть общественные дороги, строились под руководством высших должностных лиц. Их так и называли — преторианские и консульские дороги, и официальное название такая дорога получала по имени человека, отвечавшего за её строительство. Например, Агриппиева дорога — в честь Марка Випсания Агриппы. В дальнейшем за состояние дороги отвечал специально назначенный чиновник, curator viarum — дорожный смотритель.

Для Цитирования:
Булат Мамлиев, Дороги Рима. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: