Виктор КИДЯЕВ, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Вопрос местных дорог для муниципалитетов очень затратный как по финансам, так и по кадровому обеспечению. Выполнение указанных полномочий требует знаний специфики дорожного хозяйства и умения работать с закупками, а также способности договариваться с губернаторами. Не договорился — нет денег, нет подрядчика, нет дороги.
Конечно, во многих субъектах главам идут навстречу с муниципальным запросом, но региональные дороги финансируются в среднем по стране менее чем на 15 % от потребностей. Средняя стоимость одного километра заасфальтированной однополосной дороги в России составляет 59 млн рублей.
Сколько километров на автодороги сможет построить муниципальное образование, у которого в бюджете менее 100 млн рублей? Причем строить надо по нормативам, которые едины для городов и для сельской местности.
Есть органы контроля, которые требуют исполнения нормативов через суд. Например, Еланцинское сельское поселение из Иркутской области, бюджет — 16 млн рублей. По решению суда поселению нужно построить, капитально отремонтировать, благоустроить около 100 километров дорог. При этом только на подготовку проектно-сметной документации понадобятся значительные средства.
В той же Иркутской области… сельское поселение: три деревни, 50 жителей, 500 жителей, 50 автомобилей. Районное управление ГИБДД обязало администрацию поселения установить перед школой пешеходные знаки «лежачего полицейского» и нарисовать зебру, как положено по нормативу. Часть задачи администрация поселения выполнила: теперь в селе есть своя достопримечательность — два дорожных знака по обе стороны тропинки, которая ведет к школе. Зебру так и не удалось нарисовать…