По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорога без конца

Светлана Велединская начальник отдела проектирования образовательных программ Института дистанционного образования ТГУ

Обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) — не новая концепция, но она стала особенно актуальной в новом тысячелетии из-за изменчивости окружающей нас среды. Раньше университеты обеспечивали профессиональными навыками на всю жизнь, но сейчас это уже далеко не так.

Возраст — не ограничение. Сегодня все больше людей понимают, что увлечение чем-либо наполняет и продлевает нашу жизнь. Обучение — это ключ к молодости. Концепт обучения на протяжении всей жизни будет продолжать набирать популярность, особенно с переходом на более «спокойный» режим работы, о котором все чаще говорят. Ведь чем больше мы полагаемся на искусственный интеллект (ИИ) и электронные сервисы, тем меньше остается рабочих мест для людей. Если количество рабочих мест существенно уменьшится, работа станет привилегией. Люди без работы должны будут уметь занимать себя чем-то полезным, научиться делать что-то новое. Обучение — это деятельность, которая приводит к долголетию и наполненности жизни. В качестве примера могу привести одного человека, он учится на тестировщика на одной из программ проекта «Содействие занятости», ему 77 лет! Это, безусловно, достойно уважения.

Это зависит от профессии. Например, я работаю с педагогами и замечаю, что опытные специалисты могут лучше адаптироваться к новым технологиям, таким как цифровые инструменты, чем педагоги с небольшим опытом. Это связано с тем, что молодые учителя и преподаватели не могут использовать цифровой потенциал в должной мере, так как им приходится много внимания и времени уделять совершенствованию своих фундаментальных hard skills. Понимание технологий у них есть, но присутствует также и нехватка содержательной части. Наши вузовские преподаватели старшего возраста — самые активные и компетентные в этом вопросе благодаря своему опыту и знаниям. Для людей старшего поколения цифровые технологии могут быть возможностью для саморазвития.

Реализуя программы проекта «Содействие занятости», уже в течение трех лет мы наблюдаем изменение фокусов интереса: в первый год были популярны маркетинг и таргетинг, во второй — маркетплейсы, а сегодня — психология. Это свидетельствует о том, что люди становятся все более «осознанными» и стремятся развивать не только профессиональные, но и личностные навыки.

Я бы сейчас, в постпандемийной жизни, вообще не говорила о дистанционном образовании. До пандемии — да! Было традиционное и дистанционное. А сейчас все смешанное, так же как наша жизнь: микс онлайна и офлайна. Образование из пандемии вышло именно в таком «гибридном» состоянии. Мы еще до локдауна говорили, что «цифра» обязательно придет, придут новые технологии. Кто-то за нами шел, ктото относился скептически к нашим идеям. А сегодня есть вещи, которые невозможно отрицать, они уже звучат просто банально: «цифра» стала частью нашей жизни.

Для Цитирования:
Светлана Велединская, Дорога без конца. Служба занятости. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: