— Можно ли утверждать, что дополнительное профессиональное образование — это тренд?
— Если коротко, то да! В последние годы жизнь человека стала сильно меняться. Раньше было нормой провести ее на одном рабочем месте, сейчас же ситуация кардинально иная. У предприятий появились новые запросы, у самих сотрудников зачастую возникает необходимость менять не просто место работы, но и саму сферу профессиональной деятельности. Поэтому концепция обучения на протяжении жизни становится все более и более актуальной. Даже в традиционных, устоявшихся отраслях происходит процесс ротации кадров, связанный с запросом на новые знания и навыки.
На мой взгляд, возможность прокачать свои умения является очень важным преимуществом. Особое значение обретает и возможность оперативного доступа к информации. Раньше для того, чтобы повысить квалификацию, нужно было отрываться от рабочего процесса и уезжать в место обучения, например из Томска в Москву. Сейчас есть возможность прокачать навыки без отрыва от производства. Так что можно смело утверждать: дополнительное профессиональное образование — это настоящий тренд.
— Какие задачи помогает решать ДПО в масштабах страны?
— Если говорить об экономике, то тут речь идет прежде всего о необходимости наладить процессы импортозамещения. Это подразумевает быстрое обучение персонала в кратчайшие сроки, когда, например, есть специалист — носитель знания об утраченной технологии и нужно разработать образовательную программу, чтобы передать знания новому поколению персонала. Это непростая задача, в том числе и потому, что от нас уходят западные платформы и мы должны создавать и подбирать образовательные технологии с отечественными корнями.
Стоит упомянуть и о мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в странах Евросоюза помощь государства не заканчивается распределением денег. Зачастую основной поддержкой является именно обучение. Делается это из-за того, что деньги рано или поздно заканчиваются, а новые компетенции остаются и помогают развиваться, выходить на новый уровень и зарабатывать самостоятельно. Мы наблюдаем, как в нашей стране возрастает количество проектов в сфере непрерывного образования. Кроме «Содействия занятости», есть проекты «Код будущего» для школьников, «Цифровые кафедры» для студентов всех направлений обучения, проекты по поддержке оборонно-промышленного комплекса и ряд других. Соответственно, растет и количество граждан, которые могут воспользоваться возможностью получить образование.