По замыслу инициаторов, новая программа позволит проинформировать будущего мигранта о жизни в России и снизит роль теневых цепочек в его легализации. Это, по оценкам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, обеспечит законный доступ на российский рынок труда к 2030 г. до 3,5 млн иностранных рабочих.
Подобная концепция в той или иной форме обсуждается уже несколько лет, однако реализовать ее до сих пор не удавалось. Как пояснил член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Волох, солидарности в этом вопросе до 2021 г. не наблюдалось.
«Сегодня, я так понимаю, абсолютное большинство пришло к пониманию, что это удобнее для всех — и для тех, кто планирует приехать, и для тех, кто приглашает приехать в Россию. Хорошо, что этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, я всегда считал, что такие центры должны быть, и надеюсь, что в скором времени они начнут работать», — отметил признанный эксперт в сфере трудовой миграции.
Однако далеко не все специалисты разделяют данную точку зрения. Ниже мы приведем комментарии по ключевым нюансам представителей всех стран — участниц программы.
Как полагает Владимир Волох, услуги центров ДМП в центральноазиатских республиках логично расширить за счет проведения медицинского освидетельствования, дактилоскопии, а также программ профессионального обучения: «Чтобы по приезде в Россию мигрант мог сразу включиться в трудовой процесс и профессионально выполнять свои обязанности, не тратя время на доучивание, в этих центрах должны быть предусмотрены профессиональная подготовка и курсы повышения квалификации, учитывая разные требования к тем или иным специалистам в разных компаниях».
Категорически не согласен с идеей «полного цикла услуг» председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский: «У экспертов есть большие сомнения относительно того, что процедуры получения документов будут проводиться без коррупционной составляющей. Это продиктовано в том числе и недоверием к тому, что в стране исхода эти процедуры будут проводиться на должном уровне, исключая риск выдачи неподтвержденной медицинской, условно говоря, фальшивой справки. Поэтому я считаю, что для получения патента человек должен пройти как минимум медицину в стране пребывания, хотя бы потому, что человек может чем-то заразиться, пока едет».