По данным Mars Petcare, популяция домашних животных в России выросла на 14% с 2014-го по 2018 год. Сегодня кошки и собаки есть в 55 млн российских домохозяйств (53% всех домохозяйств в стране), при этом у 15% опрошенных есть и кошка, и собака. Интересно, что, по данным опроса «Яндекс.Маркета», владельцы нескольких собак чаще, чем владельцы одной собаки, берут своих питомцев из приюта или с улицы.
За последние 20 лет отношение россиян к питомцам изменилось от утилитарного («у питомца есть обязанности: ловить мышей, охранять дом») к более эмоциональному и ответственному. Сегодня 46% владельцев кошек и 36% владельцев собак считают своих домашних животных полноправными членами семьи.
Россияне стали более ответственно относиться к домашним животным.
Одновременно изменилась и социальная роль питомцев. Можно выделить следующие тренды этой трансформации:
• Радикально снизилась утилитарная функция собак и кошек. По данным Mars Petcare:
- тех россиян, у кого еще не было кошки, считали, что главная причина для ее заведения — ловля мышей и крыс;
- в 2003-м 31% полагали, что собака должна работать (охранять территорию, исполнять другие специфические задачи);
- в 2017 году лишь 16% владельцев ожидали от своих собак исполнения «трудовых обязанностей».
ПОПУЛЯЦИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В РОССИИ РАСТЕТ: С 2014 ГОДА КОЛИЧЕСТВО КОШЕК ВЫРОСЛО НА 4,7 МЛН, СОБАК — НА 1,6 МЛН. В КАЖДОЙ ВТОРОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ ЕСТЬ СОБАКА ИЛИ КОШКА.
• Изменилось само восприятие домашних животных, в особенности собак. Сегодня 83% владельцев кошек и 76% владельцев собак готовы назвать своего питомца членом семьи, другом и даже ребенком. В 1999 году эти показатели были 72 и 40% соответственно.
• Люди стремятся больше времени проводить с питомцами: ходить вместе в кафе, ездить в поездки, отмечать особые праздники. Примерно в 5 раз за последние два года вы росло количество поездок с домашними питомцами в «Яндекс.Такси».