Работает в области и институт сельских старост. Его развитие в области началось в 1996 году. Старосты избирались на сходах граждан, их правовой статус регулировался положениями, которые принимались представительными органами. Работа старост в этот период стала одним из свидетельств роста общественного интереса к вопросам местного самоуправления. Действующий Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такую форму участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сельские старосты, не закрепил. Вопросы правового статуса сельских старост на федеральном уровне не урегулированы до настоящего времени. Поэтому так актуален сборник материалов, подготовленный Оренбургским филиалом РАНХиГС «Институт старост как форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления (на примере Оренбургской области)». Ред. кол. О. М. Масюто и др.; отв. за вып. Е. В. Годовова. Представляем некоторые выступления авторов сборника.
Дедова Г. А., начальник Управления по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления Аппарата губернатора и правительства Оренбургской области
Масюто О. М., директор Оренбургского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, канд. техн. наук, доцент
Самой близкой к народу властью может стать институт сельских старост, возрождаемый в ряде регионов страны. Укрупнение сельских поселений, которое проводится сейчас в российских регионах, приводит к тому, что мелкие села и деревни становятся значительно удаленными от райцентра, а их жители попросту остаются один на один со своими проблемами. Так, в результате проведенной реформы территориальной организации местного самоуправления в Оренбургской области 124 муниципальных образования утратили свой статус, органы местного самоуправления были ликвидированы.
Введение института сельских старост обусловлено необходимостью дальнейшего развития системы местного самоуправления через непосредственное участие людей в этом процессе. Сельский староста — низшая ступень в иерархии сельской власти в Российской империи, выборное должностное лицо сельского общества. Права и обязанности этого должностного лица были закреплены в «Общем Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года». Староста избирался сельским сходом на трехгодичный срок. Община контролировала его работу, назначала плату за труд. Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Следил за сбором взносов, исполнением повинностей, за исполнением договоров, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов, беглых солдат. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией и т. д. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий, проживающие на подведомственной ему территории. Староста имел право за маловажные проступки сажать под арест до двух дней, штрафовать до одного рубля или назначать общественные работы до двух дней.