При более пристальном взгляде на ситуацию вынужденная изоляция иностранцев выглядит не столь драматичной. Ряд мер, которые были быстро приняты на федеральном уровне: отсрочка на оформление патентов, постановка на миграционный учет и т. д., — сформировали для мигрантов условия, в которых заработать в период пандемии оказалось возможным не только легальнее, но и больше, чем когда-либо.
«Сезонный всплеск, когда мигранты массово приезжают на Средний Урал, приходится на апрель и май, это связано с тем, что активно начинаются разного рода строительные работы, — говорит руководитель Универсального миграционного центра Свердловской области Александр Луканин. — Обычно приезжих в 2 раза больше, чем тех, кто работает здесь постоянно в сфере клининга, общепита, торговли. А поскольку границы закрыли 18 марта, сложилось так, что в регионе остались только те, кто здесь работал раньше. Да, появлялось много информации о том, что людей депортируют, работы нет, денег нет, но по факту, разговаривая с самими мигрантами, выяснилось, что в таких сложных ситуациях оказались те, кто сам не захотел ничего менять».
Как поясняет Александр Николаевич, президентский указ, по которому отсрочка до 15 июля на оформление разрешительных документов на работу и пролонгированный срок по постановке на миграционный учет до 15 сентября, позволяет мигрантам без каких-либо штрафов и санкций легализовать свое пребывание в России и выйти из тени. Такого в стране еще не было.
«Сейчас самое идеальное время выйти из тени, которое вряд ли еще повторится», — говорит глава центра.
Второй момент, играющий в пользу мигрантов, — это как раз закрытые границы. Их соотечественники, а другими словами, конкуренты не приехали. А значит, рабочие места остались свободными и работодатель от безвыходности и дефицита рабочих рук готов соглашаться на большую зарплату и лучшие условия труда для иностранцев.
«Я недавно разговаривал с мигрантом — строителем-отделочником, он мне показал свой рабочий план, в котором заказы расписаны до декабря. Еще один пример — девушка, у которой был патент на работу кассиром торгового зала на строительном объекте. Ей предложили хорошую зарплату за работу крановщицей башенного крана, она переоформила патент и теперь работает там. Очень много мигрантов из клининга, общепита ушли в курьеры, спрос на которых был огромен в период карантина. Да, работодатели жалуются, что мигранты сегодня просят больше за свою работу, но это ведь рыночные отношения и это нормально в условиях низкой конкуренции», — говорит Александр Луканин.