В настоящее время в РФ для пропуска постоянных и временных водотоков под насыпью автомобильных и железных дорог широко используются металлические гофрированные трубы (МГТ) [1]. Такие сооружения имеют существенные преимущества в сравнении с традиционными гладкими бетонными трубами по ряду параметров: большая экономичность, сейсмическая устойчивость, меньший вес, удобство транспортировки и сборки конструкции, практическое отсутствие фильтрационных потерь из спиральновитых МГТ и др., в том числе и по долговечности. Как пишут в рекламных проспектах многочисленные производители МГТ в нашей стране (МГК «Проект», ВиаКон, Туборус, Доргеотех и др.), долговечность МГТ с цинковым защитным покрытием толщиной 80 мкм, эксплуатирующейся в нормальных условиях, составляет не менее 50 лет. Если же на внутреннюю и внешнюю поверхность гофрированной трубы нанесено дополнительное полимерное защитное покрытие из высокопрочного полиэтилена высокого давления, HDPE (сокр. англ. High Density Polyethylene), толщиной до 250 мкм, то долговечность превышает 100 лет в любых условиях эксплуатации. Однако никаких объективных доказательств возможности достижения такой долговечности ни один из производителей не приводит. Оценим такую возможность на основе накопленного более чем столетнего опыта применения металлических гофрированных труб в РФ и за рубежом.
Первые дорожные водопропускные сооружения из гофрированного металла были построены в 1875 г. в России. В 1913 г. было выполнено специальное обследование металлических гофрированных труб, построенных к тому времени в стране. Было обследовано около 5000 водопропускных сооружений общей длиной 60 тыс. п.м. Уложенные за период 1885–1913 гг. трубыэксплуатировались в среднем около 14 лет, но в некоторых случаях срок эксплуатации достигал 28 лет [1]. Основными видами повреждений были: неравномерная осадка труб, деформация сечения трубы и ее коррозионное разрушение. Повторное обследование МГТ (2334 труб), построенных до 1915 г., было проведено в 1941 г. Средний возраст обследованных труб превышал 40 лет. В неудовлетворительном состоянии оказалось ~ 10 % от числа обследованных сооружений.