По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.745.2:628.145.5:001.8

Долговечность дорожных водопропускных труб из гофрированного металла

В.И. Алтунин канд. техн. наук, доцент
В.В. Ушаков д-р техн. наук, профессор
А.В. Бурлаченко инженер, МАДГТУ (МАДИ)
О.Н. Черных канд. техн. наук, профессор, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

В статье обосновывается необходимость проведения гидравлических исследований оцинкованных металлических гофрированных труб, имеющих дополнительное защитное покрытие в виде гладкого бетонного лотка по дну, обеспечивающего наибольшую долговечность.

Литература:

1. Казаркина В.И. Организация нормативного обеспечения применения на транспортных коммуникациях водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур: дис. … канд. техн. наук в форме научного доклада: 05.02.22. – М.: ОАО ЦНИИС, 2008. – 64 с.

2. Осокин И.А. Совершенствование методов расчета металлических гофрированных конструкций с эксплуатационными повреждениями: дис. … канд. техн. наук: 05.23.01 [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»]. – Пенза, 2015. – 242 с.

3. Алтунин В.И. Водопропускные трубы в транспортном строительстве. Гидравлическая работа труб из металлических гофрированных структур / В.И. Алтунин, О.Н. Черных, М.В. Федотов. – М.: МАДИ, 2012. – 240 с.

4. Service life of culverts. NCHRT. Synthesis of Highway Practice 474 / Transportation Research Board of the National Academies. – Washington, 2015. – 145 р.

5. CSP Durability Guide / National Corrugated Steel Pipe Association. – Washington, May 2000. – 6 р.

6. Drainage Handbook Optional Pipe Materials / State of Florida Department of Transportation. – Tallahassee, Florida. – Aug. 2014. – 38 р.

7. ОДМ 218.2.001. Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетомрегиональных условий (Дорожно-климатических зон) / ФДА (Росавтодор). – М., 2009. – 200 с.

8. Hydraulic Design of Highway Culverts. № FHWAHIF-12-026 / U.S. Department of Transportation. – Hydraulic Design Series Number 5. – Third Edition. – April 2012. – 323 р.

В настоящее время в РФ для пропуска постоянных и временных водотоков под насыпью автомобильных и железных дорог широко используются металлические гофрированные трубы (МГТ) [1]. Такие сооружения имеют существенные преимущества в сравнении с традиционными гладкими бетонными трубами по ряду параметров: большая экономичность, сейсмическая устойчивость, меньший вес, удобство транспортировки и сборки конструкции, практическое отсутствие фильтрационных потерь из спиральновитых МГТ и др., в том числе и по долговечности. Как пишут в рекламных проспектах многочисленные производители МГТ в нашей стране (МГК «Проект», ВиаКон, Туборус, Доргеотех и др.), долговечность МГТ с цинковым защитным покрытием толщиной 80 мкм, эксплуатирующейся в нормальных условиях, составляет не менее 50 лет. Если же на внутреннюю и внешнюю поверхность гофрированной трубы нанесено дополнительное полимерное защитное покрытие из высокопрочного полиэтилена высокого давления, HDPE (сокр. англ. High Density Polyethylene), толщиной до 250 мкм, то долговечность превышает 100 лет в любых условиях эксплуатации. Однако никаких объективных доказательств возможности достижения такой долговечности ни один из производителей не приводит. Оценим такую возможность на основе накопленного более чем столетнего опыта применения металлических гофрированных труб в РФ и за рубежом.

Первые дорожные водопропускные сооружения из гофрированного металла были построены в 1875 г. в России. В 1913 г. было выполнено специальное обследование металлических гофрированных труб, построенных к тому времени в стране. Было обследовано около 5000 водопропускных сооружений общей длиной 60 тыс. п.м. Уложенные за период 1885–1913 гг. трубыэксплуатировались в среднем около 14 лет, но в некоторых случаях срок эксплуатации достигал 28 лет [1]. Основными видами повреждений были: неравномерная осадка труб, деформация сечения трубы и ее коррозионное разрушение. Повторное обследование МГТ (2334 труб), построенных до 1915 г., было проведено в 1941 г. Средний возраст обследованных труб превышал 40 лет. В неудовлетворительном состоянии оказалось ~ 10 % от числа обследованных сооружений.

Для Цитирования:
В.И. Алтунин, В.В. Ушаков, А.В. Бурлаченко, О.Н. Черных, Долговечность дорожных водопропускных труб из гофрированного металла. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала