По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.71

Долговая нагрузка Российской Федерации: есть ли резервы для развития?

А. А. Рябова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный переулок, 36 E-mail: ryabova.a@gmail.com
С. Ю. Муртузалиева ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный переулок, 36 E-mail: murtuzalieva@yandex.ru

В данной статье рассматривается проблема внешнего и внутреннего государственного долга и его влияние на финансовое положение страны. Исследуется взаимосвязь между государственным долгом и макроэкономической нестабильностью. Проблема управления государственным долгом находится постоянно в центре внимания правительства РФ. Ее решение определяет состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

Литература:

1. Кузьмина А.И., Боровкова В.А. Проблема внешнего государственного долга России в современных условиях // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2017. — №7.

2. Мокеева Н.Н., Баталова А.В. Проблемы управления внешним государственным долгом России // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения. — 2017.

3. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017–2019 гг. — Министерстве финансов Российской Федерации.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный журнал]. — Режим доступа: www.gks.ru.

Проводя анализ государственного долга Российской Федерации, в первую очередь необходимо оценить состояние бюджета страны, так как именно его дефицит является первопричиной образования государственного долга.

Проанализировав государственный бюджет, необходимо оценить показатели долговой устойчивости страны. Анализируя показатели долговой устойчивости Российской Федерации, в первую очередь необходимо определить пороговые значения. Для данных показателей существует как минимум два ряда пороговых значений:

1) пороговые значения, предложенные Международным валютным фондом в аналитических целях;

2) пороговые значения, предложенные Счетной палатой Российской Федерации в аналитических целях.

В статье мы проведем анализ на основании пороговых значений, предложенных Счетной палатой Российской Федерации. Показатели и их пороговые значения представлены в таблице.

Первый показатель — это соотношение объема внешнего долга Российской Федерации и годового объема ВВП. Пороговое значение — 50%. Отношение долга к ВВП сравнивает суверенный долг страны с ее общей произведенной экономической продукцией за год. Ее выпуск измеряется валовым внутренним продуктом. Это соотношение является полезным инструментом для оценки способности страны погасить свой долг.

Второй показатель — соотношение объема внешнего долга Российской Федерации и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ). Данный показатель является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. Пороговое значение — 130–220%.

Третий показатель долговой устойчивости — это соотношение годовой суммы платежей по внешнему долгу Российской Федерации в соответствии с графиком и годового объема ВВП. Этот индикатор измеряет способность государства выплатить долг, используя внутренние ресурсы. Обслуживание долга — это прирост процентов и капитал. Порогового значения по данному коэффициенту нет.

Для Цитирования:
А. А. Рябова, С. Ю. Муртузалиева, Долговая нагрузка Российской Федерации: есть ли резервы для развития?. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: