По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2208-02

Доходы от использования земель на территории Республики Саха (Якутия)

Пахомова Н.Н. заместитель министра, Министерство имущественных и земельных отношений РС (Я), аспирант кафедры экономики и управления развитием территорий Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: Pakhomovann@mail.ru

В статье проведен анализ земельного фонда РС (Я), доходов от использования земельных ресурсов как основы доходов муниципальных образований и субъекта РФ, экономика которых зависима от использования природных ресурсов.

Литература:

1. Годовые отчеты об исполнении бюджета РС (Я) // https://minfin.sakha.gov.ru/bjudzhet/otchetnost/godovye-otchety

2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Саха (Якутия) в 2020 году https: //rosreestr.gov.ru/ site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-rossiyskoy-federatsii/ Дата обращения 04.05.2021

3. Кухтин П.В. Роль земельных ресурсов в государственной экономической системе // Интернет — журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», выпуск 2, март-апрель 2014.

4. Оперативная информация о численности населения РС (Я) // https://sakha.gks.ru/дата обращения 09.05.2020

5. Постановление Правительства РС (Я) от 15 сентября 2021 г. № 334 «О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2022– 2024 годы» // https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=WfRcWlSu2adpfZaR1&cach eid=461E987E50BB6292E067FD5F66E31FD0&mode= splus&base=RLAW249&n=85397&rnd=876B9FD8C0 FBB7347C813D65004D9007#ymeiWlSMtHKjgOdM2

6. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»//Собрание законодательства РФ, 04.06.2007, № 23, ст. 2787

7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 237‑ФЗ «О государственной кадастровой оценке»// Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4170.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации использование земли является платными и в качестве форм платы за использование земли определены земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иные виды платежей, предусмотренные Земельным кодексом РФ. Указанные платежи относятся к налоговым (земельный налог) и неналоговым (арендная плата, плата за сервитут и т. д.) доходам бюджетов. При этом земельный налог является местным налогом и доходы поступают в бюджет муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. Арендная плата за использование земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований поступает в соответствующие бюджеты собственников. Немного сложнее с распределением арендной платы за использование земель государственная собственность на которые не разграничена, но суть в том, что их распределение устанавливается федеральным законом о бюджете на определенный период.

Земля является стратегическим социально-экономическим активом, от контроля и доступа к земельным ресурсам во многом зависит благосостояние населения. Контур территории РС (Я), в настоящее время юридически оформлен в соответствии с действующим федеральным законодательством, пространственные пределы ее полномочий имеют графическое отображение в Едином государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Официально по данным Росреестра в пределах административных границ РС (Я) площадь ее территории составляет 308 352,3 тыс. га, ее земельный фонд, характеризуется 7 категориями земель, с различным удельным весом [2] (табл. 1). Между тем, имеющаяся характеристика земельного фонда не полностью отображает ее действительное состояние. Так земли природоохранного назначения находятся в различных категориях земель и составляют по данным Росреестра 88 735,4 тыс. га (28,78 %), а земли, используемые в промышленности, в основной массе расположены в землях лесного фонда и в характеристике земельного фонда Росреестром не отображены. Также особенностью характеристики территории является очаговое расселение населения, характеризующееся наличием 637 населенных пунктов с населением на 01.01.2021–981971 человек [4]. В этой связи регион характеризует низкая плотность населения 0,31 чел./тыс. га. Земли, имеющие антропогенную нагрузку, в целом занимают также небольшой удельный вес, при этом земли застройки занимают 83 тыс. га (0,03 %), их основные площади расположены в землях населенных пунктов 59,8 тыс. га. Ввиду преобладания на территории республики земель лесного фонда расширение территорий населенных пунктов и строительство транспортной инфраструктуры проводится в основном за счет земель лесного фонда. Ограничениями в обороте и изъятием из оборота земель обусловлена низкая 0,065 % доля частной собственности на земельные участки, в том числе в собственности граждан — 0,046 %, юридических лиц — 0,019 %. В государственной и муниципальной собственности находится 99,94 % территории республики. При этом в обороте участвует 4 % территории республики, что значительно сокращает инвестиции непосредственно в земельные ресурсы (табл. 1) В целом на территории республики не могут быть отчуждены в частную собственность 86,9 % территории.

Для Цитирования:
Пахомова Н.Н., Доходы от использования земель на территории Республики Саха (Якутия). Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: