В соответствии с Конституцией Российской Федерации использование земли является платными и в качестве форм платы за использование земли определены земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иные виды платежей, предусмотренные Земельным кодексом РФ. Указанные платежи относятся к налоговым (земельный налог) и неналоговым (арендная плата, плата за сервитут и т. д.) доходам бюджетов. При этом земельный налог является местным налогом и доходы поступают в бюджет муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. Арендная плата за использование земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований поступает в соответствующие бюджеты собственников. Немного сложнее с распределением арендной платы за использование земель государственная собственность на которые не разграничена, но суть в том, что их распределение устанавливается федеральным законом о бюджете на определенный период.
Земля является стратегическим социально-экономическим активом, от контроля и доступа к земельным ресурсам во многом зависит благосостояние населения. Контур территории РС (Я), в настоящее время юридически оформлен в соответствии с действующим федеральным законодательством, пространственные пределы ее полномочий имеют графическое отображение в Едином государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Официально по данным Росреестра в пределах административных границ РС (Я) площадь ее территории составляет 308 352,3 тыс. га, ее земельный фонд, характеризуется 7 категориями земель, с различным удельным весом [2] (табл. 1). Между тем, имеющаяся характеристика земельного фонда не полностью отображает ее действительное состояние. Так земли природоохранного назначения находятся в различных категориях земель и составляют по данным Росреестра 88 735,4 тыс. га (28,78 %), а земли, используемые в промышленности, в основной массе расположены в землях лесного фонда и в характеристике земельного фонда Росреестром не отображены. Также особенностью характеристики территории является очаговое расселение населения, характеризующееся наличием 637 населенных пунктов с населением на 01.01.2021–981971 человек [4]. В этой связи регион характеризует низкая плотность населения 0,31 чел./тыс. га. Земли, имеющие антропогенную нагрузку, в целом занимают также небольшой удельный вес, при этом земли застройки занимают 83 тыс. га (0,03 %), их основные площади расположены в землях населенных пунктов 59,8 тыс. га. Ввиду преобладания на территории республики земель лесного фонда расширение территорий населенных пунктов и строительство транспортной инфраструктуры проводится в основном за счет земель лесного фонда. Ограничениями в обороте и изъятием из оборота земель обусловлена низкая 0,065 % доля частной собственности на земельные участки, в том числе в собственности граждан — 0,046 %, юридических лиц — 0,019 %. В государственной и муниципальной собственности находится 99,94 % территории республики. При этом в обороте участвует 4 % территории республики, что значительно сокращает инвестиции непосредственно в земельные ресурсы (табл. 1) В целом на территории республики не могут быть отчуждены в частную собственность 86,9 % территории.