Актуальность проблем, связанных с доходами муниципальных образований, нашла свое отражение еще в указе Президента России от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Так, в нем содержалось поручение до 1 декабря 2012 года принять меры по внесению в бюджетное законодательство Российской Федерации изменений, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Обращаясь к Федеральному Собранию в декабре 2015 года, президент вновь подчеркнул, что «сбалансированность бюджета является важнейшим условием финансовой устойчивости и независимости России».
Нужно признать, что за период реформирования системы местного самоуправления в России доходная база местных бюджетов сузилась. Например, только за последние десять лет доля зачисляемых налоговых доходов бюджета города Омска снизилась более чем в три раза (с 14,4 % в 2003 году до 4,5 % в 2015 году). В абсолютных цифрах это составляет более 15 млрд рублей. При этом необеспеченные полномочия не только не сократились, но и расширились. Таким образом, в настоящих условиях местный бюджет не может являться финансовой базой развития местного самоуправления — по сути, речь идет лишь о выживании и наращивании муниципальных долгов. Особенно остро стоят проблемы обновления городской инфраструктуры, которая в основном создавалась в середине прошлого столетия (школы, дороги, транспорт, аварийное жилье) и требует значительных капиталовложений. На этом фоне растут претензии надзорных органов. Только в Омске на исполнение судебных решений требуется минимум два бюджета города.
Остановлюсь на некоторых наиболее важных проблемах и мерах, которые способствовали бы улучшению ситуации.
Считаю, что сегодня при крайне высоком дефиците местных бюджетов требуется создание эффективной системы межбюджетных отношений. Данная система должна представлять собой не спасательный круг, а комплекс мер по обеспечению достаточности финансовых ресурсов, в том числе за счет проведения постепенной децентрализации налогов и сборов.