Практически каждый работодатель в той или иной мере доверяет своим работникам какие-либо материальные ценности для осуществления их трудовых функций. Поэтому закономерен интерес работодателя в сохранности принадлежащего ему имущества. Для обеспечения сохранности имущества работодателя трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.
Согласно ст. 233 ТК РФ, материальная ответственность работника наступает за ущерб, причиненный работником в результате его виновного противоправного поведения. То есть чтобы компания смогла привлечь работника к материальной ответственности, необходимо, чтобы были доказаны факт причинения ущерба, противоправное поведение работника, вина работника в таком поведении и причинно-следственная связь между причинением вреда и поведением работника.
С целью установления факта причинения вреда и выяснения размера причиненного ущерба ТК РФ предусматривает обязательное для работодателя проведение проверки (ст. 247 ТК РФ), то есть специальную процедуру, только при соблюдении которой привлечение к ответственности будет признано законным. Процедуру привлечения к материальной ответственности можно условно разделить на следующие этапы: фиксация нарушения, проведение проверки комиссией, принятие решения о привлечении к ответственности, взыскание ущерба.
На наш взгляд, именно первый этап — фиксация нарушения — имеет важное значение для всей последующей процедуры. Полагаем, что ключевым вопросом при этом является доказательство наличия ущерба, причиненного работником.
Как разъяснил пленум Верховного суда РФ в п. 4 постановления от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее — Постановление пленума), именно на работодателя возлагается обязанность доказать наличие прямого действительного ущерба и размер причиненного ущерба. Недоказанность указанных обстоятельств исключает материальную ответственность работника.