В соответствии со ст. 41 Конституции РФ «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Эта конституционная норма является безусловной гарантией предоставления бюджетными учреждениями бесплатной медпомощи в системе российского здравоохранения, основанного на сбалансированности потребностей населения в таких услугах и возможностей, имеющихся у медучреждений, по их оказанию.
Вместе с тем в настоящее время законодатель допускает возможность при определенных условиях и ограничениях и только после оказания бюджетным учреждением медицинских услуг на безвозмездной основе предоставление платных медуслуг.
Такими обстоятельствами, допускающими оказание медицинских услуг на платной основе, являются исчерпывающее оказание пациенту бесплатной медицинской помощи, письменное согласие пациента и договор на оказание платных медицинских услуг.
Дело в том, что на практике финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере медицины осуществляется не только по прямым государственным заданиям, но и по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет «заказчика», что, в свою очередь, предъявляет новые требования к финансовому обеспечению бюджетных медицинских учреждений.
Меняется правоприменительная практика, изменяется правовой механизм регулирования деятельности медицинских учреждений, оказывающих соответствующие услуги, доуточняется законодательство, регламентирующее данную сферу отношений. Вместе с тем новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг должны учитывать изменения законодательства, регламентирующего обеспечение и защиту прав потребителей, в том числе и медицинских услуг.
Одновременно с отраслевыми нормами, касающимися условий договоров об оказании платных медицинских услуг, с учетом требований правоприменительной практики существенно дополнены положения ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»1, вступившие в силу 1 сентября 2022 года, в которых перечисляются недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя.