Открывая заседание, Д. Медведев отметил: «Мы все хотим, чтобы наше образование было лучшим в мире или, во всяком случае, одним из лучших. Поэтому мне было бы интересно услышать ваше мнение о том, какой у нас имеется в настоящий момент опыт по реформированию высшего образования (все его позитивные и негативные стороны), для того чтобы учитывать это в дальнейшей работе».
Премьер-министр проинформировал участников форума о том, что правительство решило вернуться к так называемой проектной деятельности: «Именно проектный подход, который мы впервые опробовали 10 лет назад, принёс пользу в рамках первой фазы национального проекта по развитию образования. Поэтому сейчас мы к нему вернулись, но, естественно, будем заниматься несколько иными вопросами. Одно из направлений этого проекта будет посвящено развитию высшей школы».
О. Васильева отметила, что для обсуждения проблем высшей школы во всероссийском масштабе первый раз собрались 445 делегатов, которые представляют 71 регион России. На площадках форума обсуждались следующие вопросы: роль университетов в развитии регионов; внедрение современных технологий и новых форм обучения в высшее образование; развитие практико-ориентированного обучения; трудоустройство выпускников; заработная плата преподавателей; развитие исследований и инноваций; система государственной аттестации научно-педагогических кадров и др.
О работе секции «Университет и региональное развитие» рассказал её модератор — ректор Томского государственного университета Э. Галажинский: «Традиционно мы говорим о двух ипостасях университетского образования, связанных с реализацией функций науки и, собственно, с образованием и подготовкой кадров. Но в самой идее университета заложена ориентация на общественное благо. Сегодня эта сторона университетской жизни часто обозначается как третья роль. Участники обсуждения единодушно обозначили её как задачу интеграции в социально-экономическую активность региона и принятие университетами ответственности за развитие местных сообществ, культуры и городской среды.