По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.6

Для восстановления деградированных и нарушенных земель требуется обновленное законодательное регулирование

Липски С.А. д-р экон. наук, зав. кафедрой земельного права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Некоторые виды хозяйственной деятельности (например, добыча полезных ископаемых, строительство) приводят к деградации и нарушению земель. Такие земли подлежат рекультивации и консервации. Эти мероприятия затрагивают интересы разных лиц и должны проводиться в соответствии с законодательно установленными правилами. В статье рассмотрены утвержденные в июле 2018 г. новые правила проведения указанных мероприятий. Сделан вывод, что их принятие является позитивным шагом, актуализирующим правовое регулирование вопросов рекультивации и консервации земель, в то же время в них нечетко обозначена роль землеустройства.

Литература:

1. Волков С.Н. Землеустройство: учебник. — М.: ГУЗ, 2013. — 992 с.

2. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 2. — С. 5–10.

3. Иващук И.С. Почвы как объект правовой охраны // Экологическое право. — 2011. — № 6.

4. Кодолова А. Особенности возмещения вреда, причиненного почвам, в натуральной форме: обзор судебной практики // Хозяйство и права. — 2017. — № 3. — С. 122–128.

5. Косинский В.В. Природоохранный аспект в землеустройстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 1 (144). — С. 20–24.

6. Крассов О.И. Совершенствование правового регулирования рекультивации земель // Экологическое право. — 2012. — № 6. — С. 2–8.

7. Липски С.А. Земельное право: учебник. — М.: Изд-во Кнорус, 2017. — 340 с.

8. Липски С.А. Земельные ресурсы как ключевой фактор обеспечения продовольственной безопасности. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 2. — С. 6–11.

9. Лойко П.Ф. Международные правовые акты о правах на землю, в том числе для коренного и другого населения, ведущего племенной образ жизни в различных странах // Сборник выступлений, докладов и материалов Всероссийского научно-практического семинара «Землепользование в местах проживания коренных малочисленных народов России: законодательство и практика» 29–30 июня 2010 г. — М.: Проспект, 2010. — С. 142–155.

10. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: Росинформагротех, 2018. — Вып. 4. — 328 с.

11. Петелько А.И. Восстановление плодородия смытых почв // Природообустройство. — 2017. — № 1. — С. 94–98.

12. Липски С.А., Жариков Ю.Г. и др. Проблемы правового обеспечения земельных преобразований в постсоветской России: опыт, варианты и перспективы решения (к 30‑летию образования кафедры земельного права): монография. — М.: ГУЗ, 2016. — 300 с.

13. Рожик И.Ф. Правовое регулирование восстановления плодородия почв // Аграрное и земельное право. — 2016. — № 10. — С. 84–95.

14. Чмыхало Е.Ю. Правовая охрана почв: комплексный подход, в сб. «Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход». — М.: ИНФРА-М, 2014. — С. 102–106.

15. Шеломенцев В.Н. Земельно-правовое устройство Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 6 (137). — С. 43–46.

16. Шеломенцев В.Н. Конституционно-правовое регулирование в экологической сфере // Политика и общество. — 2013. — № 4 (100). — С. 394–400.

Такие виды землепользования, как разработка месторождений полезных ископаемых, геологоразведочные, строительные и иные работы в силу специфики их технологии ведут к деградации земель, т. е. к ухудшению их качества и даже к их нарушению, когда использование по целевому назначению и согласно разрешенному использованию уже невозможно. Причем такое негативное воздействие является неотъемлемой частью указанных работ, приводящих к тому, что земли, на которых они проводятся (проведены), утрачивают свою хозяйственную ценность и становятся посредством своего техногенного рельефа источником отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе и на смежные участки — на их почвенный и растительный покров, гидрологический режим.

Поэтому в отношении деградированных и нарушенных земель применяются рекультивация (направленная на предотвращение их деградации и восстановление) и консервация (когда на них прекращается хозяйственная деятельность и они изымаются из оборота) [1, 3, 11]. Для таких вариантов землепользования, когда технологически неизбежное нарушение земель наиболее очевидно, законодательство заранее предусматривают обязательность рекультивации — при добыче полезных ископаемых, строительстве дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений1 .

То есть соблюдение требований по рекультивации должно вести к тому, что площади нарушенных земель не будут увеличиваться.

И соответствующие работы проводятся (см. таблицу). Площади земель, ежегодно охваченные рекультиваций, сейчас составляют 70–100 тыс. га в год (из них 20–30 тыс. га — сельскохозяйственные угодья). Основная же часть рекультивированных земель (в 2016 г. — 70,9%) приходится на земли, занятые лесными насаждениями.

Как следует из данных официальной отчетности, в 2017 г. по стране в целом общая площадь нарушенных земель составила 1058,6 тыс. га, незначительно увеличившись по сравнению с предыдущим годом — на 21,6 тыс. га3 (на 2,0%, т. е. темпы нарушения земель выше темпов их рекультивации).

Для Цитирования:
Липски С.А., Для восстановления деградированных и нарушенных земель требуется обновленное законодательное регулирование. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: