Младенца не торопились в первые недели или даже месяцы освободить от пелёнок, так как научить его двигать ручками и ножками не было самоцелью. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать и «взять на зубок». В дальнейшем процесс «увиделосознал-сделал» ускорялся. Вряд ли это было случайным. Ведь если вдуматься, именно так поступает опытный взрослый казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал. С детства идёт установка на поведение во взрослой жизни.
У казаков о рождении сына было принято оповещать выстрелом из ружья, и это расценивалось как напоминание с первых минут жизни о назначении мальчика стать воином, защитником Отечества.
Другая традиция — крещение ребёнка. Свято верили, что это надёжная защита от влияния тёмной силы. До крещения ребёнок считался «нечистым». Существовало поверье, что некрещёного младенца подстерегали различные опасности. И если новорождённый был очень слаб, то его не несли крестить к священнику, обряд совершала повивальная бабка, произнося при погружении те же слова, что и священник. По канонам Русской православной церкви крещение совершается после 40-го дня, когда мать уже физически окрепла и имеет право войти в православный храм после того, как священник прочитает над ней очистительную молитву. Таинство крещения — это событие, к которому казаки тщательно готовятся. Первым делом собирается всё необходимое для крещения: крестик и шнурок, на котором крестик будет висеть. Белая крестильная рубаха, которую наденет на младенца сам священник во время совершения таинства. В дальнейшем она будет храниться в доме казака как святыня. Кроме того, каждый православный казак знает, что для крещения необходима большая пелёнка или полотенце, в которое завернут ребёнка, чтобы передать крёстным родителям. О крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники. Крёстного подбирал отец — это должен быть человек надёжный (как говорили, кунак, односум или побратим), у которо го было чему поучиться, ведь он в первую очередь формировал дух казака, формировал из казака воина. Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг, желательно старше её по возрасту, чтобы могла дать советы более опытной и знающей женщины. Что значило воспитать из девочки женщину-казачку? Воспитать умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный передавал девочке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к главе семьи: мужу и отцу. Крёстные родители должны постоянно принимать участие в воспитании ребёнка — значит должны были жить недалеко от крестника.