Музейная педагогика в российских музеях устойчиво развивается в направлении работы с детской аудиторией. Самая большая группа в ней — младшие школьники, технологии работы с которыми хорошо освоены. А что же дошкольники? Есть ли им место в музее? Зарубежные музеи идут, как правило, по пути создания детских музеев и выставок, занимаясь пропедевтикой, осмысленно готовя для себя будущую взрослую лояльную аудиторию.
По разным причинам, прежде всего финансовой, детские музеи как отдельная институция в нашей стране так и не получили широкого распространения. Но в дошкольных образовательных учреждениях они существуют уже не один год, последовательно воплощая идеи, заложенные в зарубежной и российской педагогике XIX века: игровой подход, создание условий для самостоятельной деятельности и творчества ребенка.
Музейный предмет в таких экспозициях — понятие условное. Он чаще всего не имеет отношения к «раритету» и представлен копиями или моделями и даже просто вещами из бытового окружения ребенка, взаимодействие с которыми работает на образование, развитие эмоционального опыта малыша. Именно это зачастую и отвращает специалистов традиционных музеев от детского музейного движения.
Однако не учитывать возрастных особенностей маленького ребенка не могут и в классических музеях. Вот только специалистов по дошкольной педагогике в них, как правило, нет, и энтузиасты идут в этой работе путем интуитивного поиска, иногда достаточно удачного, о чем свидетельствуют статьи, присланные нам из разных регионов.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране звучит тезис о необходимости создать систему взаимодействия музеев и образовательных учреждений. Партнерство музеев с детскими садами пока ограничивается отдельными, хотя и очень яркими, практиками. О выезде дошкольников в музей как необходимом звене образовательного процесса, как это давно происходит в Японии и многих европейских странах, пока нам, увы, только приходится мечтать.
http://www.facebook.com/journalmuseum