Карьерный консультант Екатерина Пасечник считает, что невозможно быть успешным экспертом в любом деле, если не умеешь «продать» свою идею или проект. «Раньше, когда не было такого количества информации, донести нужные сведения до заинтересованных лиц было проще и быстрее. Теперь — в разы сложнее, — говорит Екатерина. — Увеличилась конкуренция как со стороны других специалистов, так и в целом возросло количество информации, которую получают руководители и вообще любая потенциальная целевая аудитория. Чтобы услышали, заметили, “купили” именно у вас, нужно развивать навыки продаж и системного продвижения. Это касается не только продуктов и услуг, если вы развиваете свои проекты, но и идей, предложений, расширения зоны ответственности, повышения уровня оплаты, если вы работаете в найме».
Проще говоря, понятие «продажи» гораздо шире, чем просто продвижение товаров и услуг. Везде, где нам нужно отстоять свою идею или достичь какой-то цели, убедив в ее важности того, кто принимает важное для нас решение, помогают навыки продаж.
Рассмотрим несколько типичных карьерных целей, для достижения которых вам точно пригодятся навыки продаж.
Как только вы начнете отвечать за бюджет, формирование своей команды и планирование деятельности, вам потребуются хотя бы базовые навыки переговоров, работы с возражениями и совершения сделок.
Марина, руководитель банковского офиса, получила должность, приняв участие во внутреннем конкурсе. Она считает, что помогли ей в этом хорошие навыки презентации. «Я доросла до позиции заместителя руководителя и пробыла в этой роли 2,5 года. У меня был просто прекрасный начальник, Оксана, мой наставник и учитель. Как-то она рассказала, что уходит в другой банк, — рассказывает Марина. — Я поняла, что это мой шанс, но никто просто так повышать меня не планировал. Был назначен конкурс: нужно было решить кейс и подготовить презентацию по развитию отделения. Мне кажется, что я свой университетский диплом так не готовила, как эту 10-минутную речь со слайдами! В итоге выбрали меня. Я встречаюсь с ВИП-клиентами, регулярно — с моими руководителями. Везде я показываю цифры, прогнозы, план и факт. Если я прошу каких-то решений, я должна их обосновать. И всегда на все буквально несколько минут. Нужно быстро понимать, какая информация будет нужна, как лучше ее представить и как помочь принять решение».