По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 39 DOI:10.33920/nik-01-2301-01

Для чего этнографу повествование?

Абрамян Левон Амаякович Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армении, Армения, 0025, г. Ереван, ул. Чаренца, д. 15, E-mail: levon_abrahamian@yahoo.com

Продолжение дискуссии о научном и культурном статусе повествования, начатой в № 11 за прошлый год. Сегодня свою позицию излагает профессиональный этнограф и этнолог, профессор кафедры археологии и этнографии Ереванского государственного университета, приглашенный профессор Калифорнийского университета в Беркли, соавтор метода маскотерапии, консультант Института маскотерапии.

Литература:

1. Гаген-Торн Н.И. Ленинградская этнографическая школа в двадцатые годы (у истоков советской этнографии) // Советская этнография. — 1971. — № 2. — С. 142–143.

2. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. Е.М. Лазаревой. — М.: РОССПЭН, 2004. — 560 с.

3. Крюков М.В. Система родства китайцев. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. — 326 с.

4. Мид М. Взросление на Самоа / М. Мид. Культура и мир детства. Избранные произведения / Пер. с англ. Ю.А. Асеева. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — C. 88–171.

5. Шекли Р. Верный вопрос / Р. Шекли. Абсолютное оружие. Фантастические произведения / Пер. с англ. И. Авдакова. — М.: Эксмо, 2003. — C. 488–494.

6. Bhabba H.K. Introduction: Narrating the Nation // Nation and Narration. Ed. by Homi K. Bhabba. — London and New York: Routledge, 1990. — 333 p. — P. 1–7.

7. Freeman D. Margaret Mead and the Heretic. The Making and Unmaking of an Anthropological Myth. — Harmondsworth: Penguin Books, 1996. — 379 p.

8. Monaghan J., Just P. Social and Cultural Anthropology. A Very Short Introduction. — New York: Oxford Univ. Press, 2000. — 160 p.

9. Tales from the Jungle: Margaret Mead, Parts 1–6, BBC, Part 6 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=OrdTDbUIeKk&t=213s (дата обращения: 18.12.2022).

1. Gagen-Torn N.I. Leningradskaya etnograficheskaya shkola v dvadcatye gody (u istokov sovetskoj etnografii) // Sovetskaya etnografiya. — 1971. — № 2. — S. 142–143.

2. Girc K. (Geertz C.). Interpretaciya kul’tur. Per. s angl. E.M. Lazarevoj. — M.: ROSSPEN, 2004. — 560 s.

3. Kryukov M.V. Sistema rodstva kitajcev. — M.: Nauka, Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1972. — 326 s.

4. Mid M. (Mead M.). Vzroslenie na Samoa // Kul’tura i mir detstva. Izbrannye proizvedeniya. Per. s angl. Yu.A. Aseeva. — M.: Nauka, Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1988. — 429 s. — S. 88–171.

5. Shekli R. (Sheckley R.). Vernyj vopros // Absolyutnoe oruzhie. Fantasticheskie proizvedeniya. Per. s angl. I. Avdakova. — M.: Eksmo, 2003. — 960 s. — S. 488–494.

6. Bhabba H.K. Introduction: Narrating the Nation // Nation and Narration. Ed. by Homi K. Bhabba. — London and New York: Routledge, 1990. — 333 p. — P. 1–7.

7. Freeman D. Margaret Mead and the Heretic. The Making and Unmaking of an Anthropological Myth. — Harmondsworth: Penguin Books, 1996. — 379 p.

8. Monaghan J., Just P. Social and Cultural Anthropology. A Very Short Introduction. — New York: Oxford Univ. Press, 2000. — 160 p.

9. Tales from the Jungle: Margaret Mead, Parts 1–6, BBC, Part 6 [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=OrdTDbUIeKk&t=213s (Data obrashcheniya: 18.12.2022).

Статья поступила 23.11.2022.

Для чего этнографу повествование? Прежде всего чтобы записать, зафиксировать увиденное, на это указывает название его профессии. Но все ли он видит? Все ли ему показывают в чужом мире, все ли он замечает? А если наблюдает в своем мире, то не упускает ли слишком знакомое? Правильно ли понимает увиденное? Успевает ли осмыслить то, что наблюдал? И как он это интерпретирует? Ведь иногда, а может быть, довольно часто он может упустить контекст наблюдаемого, и его повествование будет плоским и неверным [8, с. 15–21]. Если он следует четвертой заповеди этнографа, предложенной Львом Штернбергом, то он шесть дней работает, а на седьмой — подводит итоги [1]. Так появляется его повествование, возможно, такое же несовершенное, как наш мир, созданный за шесть дней. Может быть, при помощи современной видеотехнологии он смог бы в деталях зафиксировать наблюдаемое и на седьмой день проанализировал бы его стоп-кадрами и многократным просмотром? Но, может быть, главное происходит «за кадром», и, измени он немного угол наблюдения, получилось бы совсем иное видеоповествование.

И еще он записывает услышанное. Но правильно ли он задает вопросы? Ведь задай глупый вопрос — и ты получишь глупый ответ. Так Льюис Генри Морган заполнял свои бесчисленные таблицы терминов родства, заставляя опрашиваемых отвечать на вопрос типа «Вова, как тебя зовут?», и создавал по их ответам химерные термины родства [3, с. 10]. Или вообще не получишь ответа, как всезнающая машина в рассказе Роберта Шекли не могла ответить на неверно поставленные вопросы [5]. Но это еще в случаях, когда ты неверно задаешь вопрос и неверно понимаешь ответ. А если тебе сознательно лгут? Как девушки из Самоа, которые щипали друг друга или перемигивались и давали ложные ответы на стыдные вопросы Маргарет Мид, создававшей потом на их основе романтическое повествование [4; 7, с. vii–ix; 9, 0:00–0:56, 2:28–2:52]. Но даже если бы она заметила, как те перемигиваются, как бы она интерпретировала эти подмигивания? Вряд ли в духе Гилберта Райла и следующего ему Клиффорда Гирца, толкующих то ли моргающих, то ли подмигивающих мальчиков [2, с. 12–14]. Поклонники Маргарет Мид, конечно, предпочли бы, чтобы ее юные собеседницы нейтрально моргали, а не лукаво перемигивались.

Для Цитирования:
Абрамян Левон Амаякович, Для чего этнографу повествование?. Вопросы культурологии. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: