По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Дизайн-мышление как инструмент «тонкой настройки» для процесса стратегического планирования

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель Центра инновационного менеджмента ВШКУ РАНХиГС, г. Москва, юридический адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1; электронный адрес: dmitry.khomutsky@ariz.ru
Андреев Г.С. канд. психол. наук, доктор делового администрирования (DBА), независимый консультант, г. Иркутск

Стратегическое планирование в компании традиционно воспринимается как процесс ресурсной подпитки определенных направлений корпоративного развития, который базируется на утвержденных регламентах и нормативных документах, задающих жесткие рамки процессу. В статье рассматриваются возможности дизайнмышления как инструмента, органично дополняющего процесс стратегического планирования. Приводится пример интеграции модели дизайн-мышления с классическим процессом стратегического планирования.

Литература:

1. Mittenhall R.A. (2002). Ten Keys to Successful Strategic Planning and Nonprofit and Foundation Leaders. TCC Group: strategies to achieve social impact.

2. Bryson J.M. (2010). Strategic planning and the strategy change cycle. In R.D. Herman & Associates (Eds.). The Jossey-Bass Handbook of Nonprofit Leadership and Management, Third Edition, pр. 230–262. San Francisco: CA: Jossey-Bass.

3. Brown  W. A. (2010). Strategic management. In R.D. Herman & Associates (Eds.). The Jossey-Bass Handbook of Nonprofit Leadership and Management, Third Edition, pр. 206–230. San Francisco: CA: Jossey-Bass.

4. Mintzberg H. (1994). The Rise and Fall of Strategic Planning. Free Press.

5. Brown  T. (20 0 9). Ch a n g e by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation. Harper Business.

Чтобы устойчиво развиваться и расти, компании традиционно используют процесс стратегического планирования. Стратегический план представляет собой дорожную карту развития организации, в которой спрогнозированы предстоящие перемены во внешней среде, определены главные организационные проблемы, обозначены потребности ключевых стейкхолдеров и представлены отчетливые пути решения поставленных проблем [1]. В процессе стратегического планирования компании формулируют свою миссию, которая отражает вектор организационного развития в сторону роста в долгосрочной перспективе.

Как отмечают некоторые исследователи, стратегические вопросы зачастую требуют эмоционального подхода для более глубокого их обдумывания и проработки и подразумевают многовариантность ответов [2]. Однако в ряде случаев компании поспешно стремятся прийти к итоговым выводам, не рассматривая весь диапазон возможных вариантов решений. Модель дизайн-мышления представляет собой полезный практический инструмент, который помогает избежать скоропалительных стратегических решений, не нарушая структурности процесса стратегического планирования. Дизайн-мышление дополняет процесс стратегического планирования, привносит в него баланс между аналитическими методами и созидательным синтезом конечных решений. Методы дизайн-мышления позволяют работать с интуитивными инсайтами, чтобы глубже понять сформулированную проблему и расширить спектр ее возможных решений.

Дизайн-мышление дополняет процесс стратегического планирования, привносит в него баланс между аналитическими методами и созидательным синтезом конечных решений. Методы дизайн-мышления позволяют работать с интуитивными инсайтами, чтобы глубже понять сформулированную проблему и расширить спектр ее возможных решений.

Основными этапами процесса дизайн-мышления являются следующие: 1) формулирование проблемы; 2) генерация идей; 3) реализация и внедрение решений [3]. Процесс организуется как итерационный: после каждого этапа возможен возврат на предыдущие этапы для уточнения и пересмотра промежуточных выводов и решений. Отправной точкой для процесса дизайн-мышления является формулировка проблемы, которая включает подробное описание сути проблемы и контекста, в котором эта проблема существует, а также перечень вопросов, требующих решения. В формулировке проблемы находят отражение нужды и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Дизайн-мышление как инструмент «тонкой настройки» для процесса стратегического планирования. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: