Чтобы устойчиво развиваться и расти, компании традиционно используют процесс стратегического планирования. Стратегический план представляет собой дорожную карту развития организации, в которой спрогнозированы предстоящие перемены во внешней среде, определены главные организационные проблемы, обозначены потребности ключевых стейкхолдеров и представлены отчетливые пути решения поставленных проблем [1]. В процессе стратегического планирования компании формулируют свою миссию, которая отражает вектор организационного развития в сторону роста в долгосрочной перспективе.
Как отмечают некоторые исследователи, стратегические вопросы зачастую требуют эмоционального подхода для более глубокого их обдумывания и проработки и подразумевают многовариантность ответов [2]. Однако в ряде случаев компании поспешно стремятся прийти к итоговым выводам, не рассматривая весь диапазон возможных вариантов решений. Модель дизайн-мышления представляет собой полезный практический инструмент, который помогает избежать скоропалительных стратегических решений, не нарушая структурности процесса стратегического планирования. Дизайн-мышление дополняет процесс стратегического планирования, привносит в него баланс между аналитическими методами и созидательным синтезом конечных решений. Методы дизайн-мышления позволяют работать с интуитивными инсайтами, чтобы глубже понять сформулированную проблему и расширить спектр ее возможных решений.
Дизайн-мышление дополняет процесс стратегического планирования, привносит в него баланс между аналитическими методами и созидательным синтезом конечных решений. Методы дизайн-мышления позволяют работать с интуитивными инсайтами, чтобы глубже понять сформулированную проблему и расширить спектр ее возможных решений.
Основными этапами процесса дизайн-мышления являются следующие: 1) формулирование проблемы; 2) генерация идей; 3) реализация и внедрение решений [3]. Процесс организуется как итерационный: после каждого этапа возможен возврат на предыдущие этапы для уточнения и пересмотра промежуточных выводов и решений. Отправной точкой для процесса дизайн-мышления является формулировка проблемы, которая включает подробное описание сути проблемы и контекста, в котором эта проблема существует, а также перечень вопросов, требующих решения. В формулировке проблемы находят отражение нужды и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон.