Свой взгляд на трансформацию российской экономики высказал декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Александрович Аузан. По его словам, это был не переход к рыночно-демократической системе, но транзит от экономики дефицита к обществу потребления. Первоначальный расчет на то, что рынок все расставит по местам, привел к формированию экстрактивных институтов, блокирующих дальнейшее развитие экономики. «Нельзя ли, решая задачу сытости, вернуться к долгосрочным целям развития? На мой взгляд, это основная задача на сегодняшний день», — подчеркнул экономист.
Наши представления о сути перехода к рыночной экономике были примитивны — об этом заявил Александр Дмитриевич Некипелов, академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ. По его словам, стандартные методы экономической политики приводили ни к тем результатам, к которым должны были привести в условиях рыночной экономики. Непонимание важности проблем создания экономических субъектов рыночной экономики, неверное размещение ресурсов, концепция шоковой терапии и градуализма привели к слишком дорогим ошибкам. «Мы потеряли основную часть высоко технологических производств, решив осуществить трансформацию в шоковом режиме любой ценой. Мы проводили его в конфликтных условиях — это обнищание населения и многое другое. В итоге это все сказалось на системе. Сегодня мы наблюдаем похожую ситуацию», — подытожил ученый.
Сопредседатель МЭФ, президент Промышленного союза «Новое содружество», председатель Федерального совета «Партии дела» Константин Анатольевич Бабкин сказал: «Перед Россией долгая дорога к росту, и ничто не может нам помешать, если мы будем правильно использовать уроки истории». Как отметил лидер ВПП «ПАРТИЯ ДЕЛА», такой сценарий развития российской экономики не только необходим, но и реально возможен.
Выступающий подчеркнул, что за 25 лет весь мир удвоил объемы производства, при этом Россия его снизила. Сопредседатель МЭФ привел в пример опыт Китая, где государство для развития производства вкладывает в инфраструктуру, которая прогрессирует, а ограничения политического характера решаются и не являются препятствием для роста объмов промышленности. Бабкин К. А. озвучил результаты последних исследований, показавших, что 65 % населения хотят перемен, и стержнем этих перемен видят новую индустриализацию. Вопрос дискуссии, по мнению сопредседателя МЭФ, состоит в том, как интерпретировать желания людей, как обеспечить развитие необрабатывающей отрасли.