из досье
Борис Рувимович Мандель,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков НТИ (филиал) РГУ им. Косыгина, Doctor of Science, Honoris causa of International Academy of Natural History
Мир меняется. Нет, он уже изменился. Мы стали другими: одни — добрее, другие — злее. Посмотрите, сколько волонтёров, добровольных помощников, но и сколько тех, кто стоит на странных позициях нивочтоневерия, принципиально ходящих без масок и тыкающихся в спины в магазинах и автобусах, да ещё и огрызаясь на замечания, скандалящих с продавцами, кассирами, кондукторами, полицейскими, соседями, врачами… Хорошо, нет споров преподавателей с учащимися, а интернет, кстати, к этому совсем не располагает!
Мы идём по коридору вуза — самоизоляция кончилась (?) — навстречу сотни студентов и… мелькают голубые, белые, чёрные маски. Что будем делать? А не пора ли добавлять новые главы в науку о психологии общения? Об общении людей в масках, без масок, о тревоге и боязни, о новом этикете, где предусмотрено шараханье друг от друга?
Да-да, новые правила, новый этикет, новые отношения — только не записанные, а так — самопальные, сиюминутные, обижающие и злящие, расстраивающие и нервирующие — но теперь уж без этого никуда.
Будем учиться? Будем учиться учить в новых условиях, в новом мире? Конечно, будем — куда ж мы денемся…
Несколько лет руководители ведущих российских вузов твердили о важности дистанционных форматов обучения. И пандемия стала тем толчком, который ускорил необратимый процесс, хотя и повлёк за собой сложности.
В принципе ничего нового не появилось — многие обучающие программы вузов размещались на ресурсах онлайн-обучения и раньше. Поэтому переход на дистанционку не стал катастрофой. Тем более что преподавателям предоставили достаточную свободу действий, и они могли выбрать удобный для себя способ взаимодействия со студентами — Skype, Zoom, Microsoft Teams и даже Instagram. Однако компьютер не заменит вуз. Однозначно, и это даже не обсуждается. Образовательная среда не может быть виртуальной на 100 %, тем более по направлениям и специальностям, требующим практики в лабораторных условиях. Поэтому в ближайшем будущем будут выигрывать вузы или учебные кампусы, где проходят практические и теоретические занятия.