По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 13.00.02 DOI:10.33920/nik-01-2205-04

Дистанционное обучение китайскому языку студентов гуманитарных специальностей в российских вузах

И Аньжань ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: anyaanran@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8990-4898

Вопрос актуальности дистанционного образования изучается различными исследователями уже несколько десятилетий, с момента общей цифровизации общества. С 2019 г., после начала эпидемии COVID, этот вопрос стал особо актуальным во всех сферах образования, в том числе и в изучении иностранных языков. В период 2019–2020 гг. педагогами китайских и российских вузов активно разрабатывались новые дистанционные программы, учитывающие как особенности обучения при помощи современной техники и технологий, так и сложности изучения китайского языка студентами российских вузов. За несколько лет система дистанционного обучения китайскому языку студентов российских вузов значительно преобразовалась. Сейчас разрабатываются новые программы, используются современные платформы и приложения, внедряются интерактивные способы обучения. Дистанционное обучение имеет целый ряд преимуществ, но существуют и недостатки, мешающие полноценному усвоению материала. В целом новая система образования в значительной мере отличается от привычной очной формы и при этом позволяет решить ряд проблем, особенно в области обучения китайскому языку студентов российских вузов. Но для полноценного развития данной системы понадобится время.

Литература:

1. Беляева Е.А., Грунт Е.В., Салганова Е.И. Образовательные платформы дистанционного образования в российских и китайских вузах: новые вызовы высшей школе / Е.А. Беляева, Е.В. Грунт, Е.И. Салганова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2020. — Т. 20, № 4. — С. 93–98.

2. Волков К.В. Современные методики обучения китайскому языку: анализ практического опыта / К.В. Волков // Международный журнал экспериментального образования [Электронный ресурс]. — 2017. — № 4–2. — С. 96–99. — URL: https://expeducation.ru/ru/ article/view?id=11445 (дата обращения: 05.04.2022).

3. Ли Юн С. Различия в преподавании китайского языка как иностранного в российских и китайских вузах / С. Ли Юн // Актуальные вопросы методики преподавания китайского языка. Сборник методических материалов / Под ред. М.Н. Невзорова, А.Г. Бочкарева. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2010. — С. 8–11.

4. Малая А.Г. Новые педагогические условия обучения китайскому языку / А.Г. Малая, Н.В. Клочкова, Ю.Н. Коротышева, Ю.С. Воронюк, Ч.М. Ли // Вестник науки и образования [Электронный ресурс]. — 2017. — Т. 1, № 7 (31). — С. 59–65. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-kitayskomu-yazyku/viewer (дата обращения: 05.04.2022).

5. Мэн Ф. Новое направление в развитии китайского языка как иностранного в рамках международного продвижения китайского языка. Сетевое дистанционное образование / Ф. Мэн. — Сямыньский университет, 2010. — С. 15–20.

6. Назарова С.А. Современное состояние обучения китайскому языку: изучение и обобщение опыта преподавателей китайского языка / С.А. Назарова // Современные востоковедческие исследования [Электронный ресурс]. — 2021. — № 2 (2). — С. 13–21. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-obucheniya-kitayskomu-yazyku-izuchenie-i-obobschenie-opyta-prepodavateley-kitayskogo-yazyka (дата обращения: 05.04.2022).

7. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. — 233 с. [б.и.]

8. Святовец В.В., Проценко А.В. Преимущества и недостатки заочного дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник БелЮИ МВД России. — 2014. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-zaochnogo-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 05.04.2022).

9. Цзэн Ю. Анализ текущего положения и перспектив дистанционного обучения китайскому языку в России / Ю. Цзэн // Вестник современной науки. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 1 (1). — С. 113–118.

10. Чэнь Ю., Ле Ю. Преимущества и недостатки дистанционного обучения китайскому языку как иностранному / Ю. Чэнь, Ю. Ле. — Изд-во Пекинского университета, 2019. — С. 5–9.

11. CarrChellman A. The Ideal Online Course / A. CarrChellman, P. Duchastel // The British Journal of Educational Technology. — 2000. — No. 31 (3). — Р. 229–241.

12. Sambell K. Enquiry-based learning and formative assessment environments: student perspectives // Practitioner Research in Higher Education. — 2010. — № 4 (1). — Р. 52–61.

1. Belyaeva E.A., Grunt E.V., Salganova E.I. Educational platforms for distance education in Russian and Chinese universities: new challenges for higher education / E.A. Belyaeva, E.V. Grunt, E.I. Salganova // Bulletin of SUSU. Series: Social and Humanitarian Sciences. — 2020, v. 20. — No. 4. P. 93–98.

2. Volkov K.V. Modern methods of teaching Chinese: an analysis of practical experience / K.V. Volkov // International Journal of Experimental Education [Electronic resource]. — 2017. — No. 4–2. — P. 96–99. — URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11445 (accessed 04/05/2022).

3. Li Yun S. Differences in teaching Chinese as a foreign language in Russian and Chinese universities / S. Li Yun // Topical issues in the methodology of teaching Chinese. Collection of teaching materials / Ed. M.N. Nevzorova, A.G. Bochkareva. — Vladivostok: Publishing House of the Far Eastern University, 2010. — P. 8–11.

4. Malaya A.G. New pedagogical conditions for teaching Chinese / A.G. Malaya, N.V. Klochkova, Yu.N. Korotysheva, Yu.S. Voronyuk, Ch.M. Li // Bulletin of Science and Education [Electronic resource]. — No. 7 (31). Volume 1. — 2017. — P. 59–65. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-kitayskomu-yazyku/viewer (accessed 04/05/2022).

5. Meng F. A new direction in the development of Chinese as a foreign language in the framework of the international promotion of the Chinese language — network distance education / F. Meng // Xiamen University, 2010. — P. 15–20.

6. Nazarova S.A. The current state of teaching Chinese: the study and generalization of the experience of Chinese teachers / S.A. Nazarova // Modern Oriental Studies [Electronic resource]. — 2021, 2 (2). — P. 13–21. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-obucheniya-kitayskomu-yazyku-izuchenie-i-obobschenie-opyta-prepodavateley-kitayskogo-yazyka (accessed 05.04. 2022).

7. Pecherkina A.A. Development of professional competence of a teacher: theory and practice [Text]: monograph / A.A. Pecherkina, E.E. Symanyuk, E.L. Umnikov. — Yekaterinburg: Ural. state ped. un-t, 2011. — 233 p. [b.i.]

8. Svyatovets V.V., Protsenko A.V. Advantages and disadvantages of correspondence distance learning in a foreign language in a non-linguistic university // Bulletin of the Belarusian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2014. — No. 2 [Electronic resource]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-zaochnogo-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (accessed 04/05/2022).

9. Zeng Yu. Analysis of the current situation and prospects for distance learning of the Chinese language in Russia / Yu. Zeng // Bulletin of modern science. Series: Humanities. — 2021. — No. 1 (1). — Р. 113–118.

10. Chen Yu, Le Yu. Advantages and disadvantages of distance learning Chinese as a foreign language / Yu. Chen, Yu. Le // Peking University Press. — 2019. — P. 5–9.

11. CarrChellman A. The Ideal Online Course / A. CarrChellman, P. Duchastel // The British Journal of Educational Technology. — 2000. — No. 31 (3). — Р. 229–241.

12. Sambell K. Enquiry-based learning and formative assessment environments: student perspectives // Practitioner Research in Higher Education. — 2010. — 4 (1). — Р. 52–61.

Статья поступила 12.04.2022

Обучение китайскому языку студентов российских вузов является достаточно сложным из-за разницы в языковой структуре и культурных особенностях страны. И количество сложностей увеличилось в 2019 г., с началом общемировой эпидемии COVID. Но необходимость самоизоляции, а также постоянно развивающиеся отношения между Россией и Китаем привели к активному развитию дистанционного направления.

В настоящее время дистанционное обучение как в российских, так и в китайских вузах активно развивается. Педагогами и техническими специалистами создаются новые программы и приложения, появляются новые платформы и интерактивные способы обучения. Дистанционное образование позволяет решить целый ряд проблем, в том числе с нехваткой квалифицированных педагогов. Но при этом имеется и ряд недостатков, связанных в том числе с самоорганизацией студентов и особенностями технического оснащения.

Цель исследования — выявить основные особенности дистанционного обучения китайскому языку студентов российских гуманитарных вузов.

Обучение китайскому языку, как и другим иностранным языкам, в первую очередь нацелено на формирование межкультурной коммуникативной компетенции. Но в случае с древним восточным языком одно лишь знание правил, фонетики и грамматики не дает возможности овладеть разговорными навыками в полной мере [2]. Как считают ряд ученых, для полноценного освоения разговорных навыков необходимо также знание культуры народа и языковой структуры.

Изучение китайского языка как иностранного является достаточно сложным процессом для студентов русских вузов. Это связано с тем, что сам по себе китайский язык в значительной степени отличается от русского — это язык образов и понятий [4]. Простое донесение до обучающихся лексики не позволяет обеспечить понимание особенностей словоупотребления и произношения. Для эффективного обучения необходимо использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо [6].

Для Цитирования:
И Аньжань, Дистанционное обучение китайскому языку студентов гуманитарных специальностей в российских вузах. Вопросы культурологии. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: