Статья поступила 12.04.2022
Обучение китайскому языку студентов российских вузов является достаточно сложным из-за разницы в языковой структуре и культурных особенностях страны. И количество сложностей увеличилось в 2019 г., с началом общемировой эпидемии COVID. Но необходимость самоизоляции, а также постоянно развивающиеся отношения между Россией и Китаем привели к активному развитию дистанционного направления.
В настоящее время дистанционное обучение как в российских, так и в китайских вузах активно развивается. Педагогами и техническими специалистами создаются новые программы и приложения, появляются новые платформы и интерактивные способы обучения. Дистанционное образование позволяет решить целый ряд проблем, в том числе с нехваткой квалифицированных педагогов. Но при этом имеется и ряд недостатков, связанных в том числе с самоорганизацией студентов и особенностями технического оснащения.
Цель исследования — выявить основные особенности дистанционного обучения китайскому языку студентов российских гуманитарных вузов.
Обучение китайскому языку, как и другим иностранным языкам, в первую очередь нацелено на формирование межкультурной коммуникативной компетенции. Но в случае с древним восточным языком одно лишь знание правил, фонетики и грамматики не дает возможности овладеть разговорными навыками в полной мере [2]. Как считают ряд ученых, для полноценного освоения разговорных навыков необходимо также знание культуры народа и языковой структуры.
Изучение китайского языка как иностранного является достаточно сложным процессом для студентов русских вузов. Это связано с тем, что сам по себе китайский язык в значительной степени отличается от русского — это язык образов и понятий [4]. Простое донесение до обучающихся лексики не позволяет обеспечить понимание особенностей словоупотребления и произношения. Для эффективного обучения необходимо использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо [6].